ISSN 2409-7616

Быков А.К.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И СПЛОЧЕНИИ ИХ КОЛЛЕКТИВОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.23

УДК 378.126

Быков А.К.1 (Москва, Россия) — E-mail: akbikov@mail.ru

1Военный университет им. князя Александра Невского Министерства обороны РФ

Аннотация. В статье системный подход обосновывается как один из ведущих общенаучных подходов, активно используемый в педагогической теории, в том числе в теории воспитания. Представлены различные точки зрения ученых к интерпретации понятия «воспитательная система» как производного понятия от системного подхода в воспитании. Осуществленный теоретиче­ский анализ воспитания курсантов военного вуза показал, что оно является прежде всего системой, поскольку имеет все признаки социально-педагогических системных образований. Автором под воспитательной системой военного вуза, курсантского подразделения понимается развивающаяся во времени и пространстве совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (подсистем): целевого, субъектно-объектного, содержательного, технологического, оценочно-результативного, отношенческого, средового, управленческого, — образующая и обеспечивающая  единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития у курсантов социально значимых личностных и профессиональных качеств, сплочения коллективов курсантских подразделений. Представлена описательная характеристика каждого из представленных выше компонентов. Обосновывается положение, что в развитии воспитательных систем военных вузов, сплочении коллективов курсантских подразделений в значительной мере применимо творческое наследие А.С. Макаренко. Сформулированные и реализованные им идеи и принципы могут быть учтены при проектировании выделенных компонентов воспитательной системы военного вуза, курсантских коллективов. Особую значимость имеет положение, что для сплочения коллектива необходима специально организованная воспитательная деятельность, целостность и системность педагогического процесса на базе комплексной интеграции усилий руководителей, коллектива и его членов.

Ключевые слова: воспитание, военный вуз, курсант, коллектив курсантов, сплочение воинского коллектива, системный подход, воспитательная система, А.С. Макаренко, концепция воспитания военнослужащих.

Литература:

  1. Ажимов О.В., Петрусевич А.А. Развитие готовности будущего офицера к воспитанию воинского коллектива в условиях гуманитаризации военного образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2018. — №2(32). — С. 124-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35146059
  2. Быков А.К. А.С. Макаренко и мировая социально-педагогическая теория и практика // Профилактика зависимостей. — 2018. — 2 (14). — С. 148-152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35217286
  3. Быков А.К., Тарасова А.Д. Формирование воспитательной системы вуза в условиях малого города // Современные проблемы психологии, педагогики и образования. — 2004. — №3. — С. 118-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25905298
  4. Джавадов Р.Д., Фейзуллаев М.А.  Проблемы взаимоотношений членов коллектива в условиях применения системного подхода к управлению // Теория и практика общественного развития. — 2017. — №4. — С. 43-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29005464
  5. Егорычев А.М. Институт воспитания в информационном обществе: сохранение исторической преемственности // Педагогическое образование и наука. — 2021. — №2. — С. 13-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46541525
  6. Зимарин А.М. Психолого-педагогическая характеристика воспитания курсанта в высшем военно-учебном заведении // Инновационные технологии в образовательном процессе: матер. XIX Всеросс. научно-практич. конф. (Краснодар, 19-20.05.2017 г.). — Краснодар: Изд-во КВВАУЛ, 2017. — С. 111-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35341913
  7. Исаева Н.Н. Системно-структурный подход при формировании воинских коллективов курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ // Научное мнение. — 2018. — №9. — С. 44-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36366339
  8. Клочкова Л.И. Развитие системы воспитания в школе: системные изменения и инновационные ресурсы // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — №1. — 42-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32473033
  9. Ленев Ю.А. Моделирование воспитательного пространства в высшем военно-учебном заведении // Вестник Военного университета. — 2008. — №1(13). — С. 23-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12502962
  10. Ленев Ю.А. Развитие воспитательной системы высших военных учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. …д-ра пед. наук: 13.00.08. — М., 2010. — 45 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19339068
  11. Лопуха Т.П., Марковчин С.Г. Система профессионального воспитания курсантов: формирование национальных основ // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2020. — №4 (25). — С. 132-139. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45778274
  12. Марголин Ф.Б., Кречко С.А. Методика Макаренко и современная наука и практика управления // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. — 2014. — №1 (167). — С. 25-28. — ISSN: 2221-5336; URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23479567
  13. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2020. — 378 с. ISBN: 978-5-7139-1404-2
  14. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: коллективная монография // Егорычев А.М., Фомина С.Н., Ростовская Т.К., Мардахаев Л.В., Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с. ISBN: 978-5-7139-1384-7
  15. Савенков А.И., Львова А.С., Любченко О.А., Муроджаева Н.С. Особенности применения системно-деятельностного подхода в профессионально-ориентированной подготовке будущих вожатых // Высшее образование сегодня. — 2017. — №9. — С. 21-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30057782
  16. Степанов Е.Н. Изучение эффективности системы внеурочной деятельности младших школьников // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. — 2014. — № 2. — С. 83-87.
  17. Хальзов В.И., Шарухин А.П., Варару А.А. Организация жизнедеятельности подразделений внутренних войск как эффективных воспитательных систем // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2017. — № 2(34). — С. 121-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12197552

Библиографическая ссылка:

Быков А.К. Системный подход в воспитании курсантов военных вузов и сплочении их коллективов // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.266-277. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.23