ISSN 2409-7616

Лихачева О.Н., Тымчук Е.В.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ И ОТРИЦАНИЕ В ФИЛОЛОГИИ – ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.20

УДК 378

Лихачева О.Н.1 (Краснодар, Россия) — E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru, Тымчук Е.В.2 (Краснодар, Россия) — E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru

1Академия ИМСИТ

2Кубанский государственный технологический университет

Аннотация.   В каждом языке есть некоторые общие для всех явления. Одним из таких аспектов является антонимия, которая в языке достаточно размыта, а причины ее возникновения и функционирования не всегда ясны. Как языковая универсалия антонимия предполагает противоположность, которая, в свою очередь, является логико-философской категорией. Занимаясь вопросами антонимии, мы посчитали целесообразным рассмотреть ее логико-философский аспект, что будет способствовать более полному ее пониманию в языкознании. В данной статье рассматривается философская категория оппозиции, а также ее особенности применительно к языковому явлению. Раскрывается логическая основа антонимических противопоставлений, основанных на отрицании. Эти компоненты помогают раскрыть сущность и типологию антонимов в двух разносистемных языках — русском и английском. Это антонимы-конверсивы, векторные антонимы, контрадикторные и градуальные антонимы. В учебном процессе очень важно подкрепить объяснение этих видов антонимов именно логическим и философским обоснованием, что позволит наиболее полно раскрыть их сущность и последующее функционирование в изучаемых языках. Приводятся примеры в сравнительном ключе двух языков, рассматриваются их сходства и различия, а также возможное некачественное восприятие указанного атонимического явления при обучении иностранным языкам на современном этапе. Актуальность статьи заключается в сложности адекватного и правильного восприятия английской антонимической лексики и конструкций обучаемыми на современном этапе. Как следствие, возникает необходимость сопоставительного анализа антонимов и углубления понятий отрицания и противопоставления с позиций философии. Предметом исследования являются категории отрицания и противопоставления в английском и русском языках. Новизна заключается в разработке классификаций, упорядочивающих процесс восприятия указанного явления студентами с позиции английского языка. Статья рекомендована преподавателям, студентам, методистам, исследователям, а также широкому кругу лиц, интересующихся иностранными языками и лингвистическими изысканиями в контексте сопоставительного анализа.

Ключевые слова: восприятие, учебный процесс, антонимия, логико-философский аспект, противоположность, типология антонимов, противопоставление.

Литература:

  1. Алисултанова Э.Д., Тасуева Х.Х. Особенности и формы проведения текущего контроля знаний // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки.  — 2019. — Т.15, №2 (16). — С.55-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42485811
  2. Белякова Е.Г. Захарова И.Г. Взаимодействие студентов ВУЗа с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среда // Образование и наука. — 2019. — Т.21, №3. — С.77-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37312421
  3. Бырдина О.Н., Юринова Е.А.,Долженко С.Г. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов педагогического ВУЗа посредством CLIL // Образование и наука. — 2020. — Т.22, №7. — С.71-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43898804
  4. Гареев А.А., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Организация самостоятельной работы студентов на основе учебных блогов // Образование и наука. — 2018. — Т.20, №3. — С.117-139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32718598
  5. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. — 2019 — №2. — С. 8-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38246971
  6. Иноземцева К.М. Анализ современных требований к владению иностранным языком специалистами инженерно-технических профилей// Образование и наука. — 2017. —  Т.19, №6. — С.71-90.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29459492
  7. Исаева М.З. Реализация компетентностного подхода в дистанционном образовании // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2019. — Т.15, №1 (15). — С.68-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42468002
  8. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практика применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. — 2018. — Т.20, №2. — С.32-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32561581
  9. Лихачева О.Н. Иностранный язык в неязыковом техническом вузе // Педагогика. — 2020. — №4. — С.88-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43036490
  10. Лихачева О.Н. Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов на примере Кубанского государственного технологического университета. / Монография. — Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2018. — 171 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34878509
  11. Королева Ю.В., Шилович О.Б. К вопросу о моделировании гуманитарного образования в рамках современного технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2021. — Т. 10, № 2 (35). — С. 200-202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46325289
  12. Тымчук Е.В., Шилович О.Б. К вопросу о некоторых методах преподавания дисциплин гуманитарного сегмента в техническом вузе — на примере иностранного языка и экономической теории // Азимут научных исследований: педагогика и психология.  — 2021. -Т. 10, № 2 (35). — С. 293-296. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46325315
  13. Лубков А.В. Современные проблемы педагогического образования// Образование и наука. — 2020. — Т.22, №3. — С.36-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42863828
  14. Москвина Н.Б., Профессиональная деятельность преподавателя ВУЗа: ценностно-временные коллизии // Высшее образование в России. — 2020. — Т.29, №7. — С.144-155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43154365
  15. Мотова, Г.Н. Превосходство как новый тренд в высшей школе / Г.Н. Мотова, О.А. Матвеева // Сборник материалов VIII Международного форума Гильдии экспертов. — М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2013. — 547 с.
  16. Мухин М.И. Образование ХХI столетия: особенности развития // Перспективы науки и образования. — 2020. — № 5. — С.22-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44130088

Библиографическая ссылка:

Лихачева О.Н., Тымчук Е.В. Противопоставление и отрицание в филологии – дидактический подход // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.234-241. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.20