ISSN 2409-7616

Бигильдина Э.Р., Вильданов И.Р., Гаязова Г.А., Качагин А.А., Зайнуллина Э.Р.

МЕДИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ: АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЯ ТАКТИЛЬНЫХ КАРТ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.11

УДК 376.3

Бигильдина Э.Р.1 (Уфа, Россия) — E-mail: ebigildina@gmail.com, Вильданов И.Р.1 (Уфа, Россия) — E-mail: ildar.vildanov.89@mail.ru, Гаязова Г.А.1 (Уфа, Россия) — E-mail: gulshat_g@bk.ru, Качагин А.А.2 (Ульяновск, Россия) — E-mail: Kusto370@gmail.com, Зайнуллина Э.Р.1 (Уфа, Россия) — E-mail: elyazainullina@mail.ru

1Башкирский государственный университет

2Ульяновский государственный университет

Аннотация. По данным ООН это около 40 миллионов человек с нарушением зрения, а в России их количество приближается к 300 тысячам. Такие люди способны изучать мир только с помощью тактильных, слуховых и обонятельных способностей. Но средств, для познания мира с помощью этих ощущений, не много, все они опираются на визуальные способы. Следовательно, очень важно, чтобы развивалась такая наука, как тактильная картография и создавались тактильные картографические материалы. Ведь слепым и слабовидящим людям так же, как и людям без нарушений зрения очень важно научиться ориентироваться в окружающем пространстве, познать его особенности. В статье рассматриваются основные положения медицинской географии и картографии с дальнейшими возможностями использования тактильной картографии для проведения исследований по проблемам современного общества – детской слепоте. В работе рассматривается процесс создания тактильной исторической карты. Приводится анализ тактильных свойств карты, его недостатки и преимущества карт с точки зрения медицинских требований. В статье дается обзор статистических данных и предлагается их наглядное использование на практике. Авторами была составлена школьная историческая тактильная карта. В работе сделан обзор на процесс составления карты. При проектировании тактильных карт главным принципом картографа является перешифровывание зрительной информации в тактильную. Для этого недостаточно знаний стандартной картографии, следует обращаться к таким наукам, как психология, медицина, тифлопедагогика и т.п. То есть проектирование тактильных карт это особый, очень кропотливый процесс.

Ключевые слова: медицинская география, здоровье населения, картографирование, Башкортостан, тактильная карта.

Литература:

  1. Агилера Дельгадо Т.П. Развитие тактильной картографии за рубежом // Геодезия и картография. — 2015. — Т. 70, № 1. — С. 28–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22253711
  2. Андрюхина Ю.Н. Пошивайло Я.Г., Ананьев В.А. К вопросу разработки типовой методики создания тактильных карт // Геодезия и картография. — 2018. — Т. 79, № 11. — С. 25–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36569239
  3. Бакиева Э.В., Бигильдина Э.Р., Вильданов И.Р. [и др.] Принципы составления и возможности использования тактильных карт в преподавании географии // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. —  С.195-205. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.18
  4. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/assistive-technology (Дата обращения 14.12.2021)
  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учеб. для вузов. Специальная литература / Л. С. Выготский. — СПб.: Лань, 2013. – 654 с.
  6. ГОСТ Р 56832–2015. Шрифт Брайля. Требования и размеры [Текст]. — М.: Стандартинформ, 2016. – 7 c. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200129068 (Дата обращения 14.12.2021)
  7. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: метод. рекомендации / науч. ред. Л. А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, 2008. — 206 c.
  8. Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих [Текст] : учеб. пособие / В. П. Ермаков. — М.: ВОС, 2008. –- 20 с.
  9. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М.: Владос, 2000. – 240 с.
  10. Зоричев Д.И. Особенности обучения слепых детей географии [Текст]: пособие для учителей школ слепых / Д.И. Зоричев. — М.: Учпедгиз, 1950.
  11. Зоричев Д.И. Работа с глобусом и картой в школе слепых [Текст] / Д.И. Зоричев // Специальная школа. – 1960.  – Вып. 5.– 192 с.
  12. Игумнов А.Ю. Исследование особенностей восприятия тактильных условных знаков школьниками с ограничением зрительной функции [Текст] / А.Ю. Игумнов // Психология: сб. материалов 53-й Междунар. научн. студ. конф.- Новосибирск: НГУ, 2017. – С. 89–90.
  13. Как работает 3D-принтер: принцип работы трехмерной печати [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.techno-guide.ru/informatsionnyetekhnologii/3d-tekhnologii/kak-rabotaet-3d-printer-printsipraboty-trekhmernojpechati.html (Дата обращения 14.12.2021)
  14. Карпик А.П. Д.В. Лисицкий Электронное геопространство – сущность и концептуальные основы // Геодезия и картография. — 2009. —  № 5. — С. 41-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18083081
  15. Кёнинг П. Руководство по изготовлению тактильной графики [Текст] /П. Кёниг. – СПб.: ГУК Гос. б-ка для слепых, 2018. — 69 c. 
  16. Лесневский Ю.Ю. Актуальность и пути создания тактильных книг для слепых и слабовидящих детей в Сибирском регионе / Ю.Ю. Лесневский, Н.А. Одинокова // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка: материалы межрегионального семинара. — Н. Новгород: перспектива, 2018. — 25 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28199801
  17. Хизбуллина Р.З., Бигильдина Э.Р., Мигранова Д.В. [и др.] Профессия картографа: история, особенности, востребованность // ЦИТИСЭ. — 2019. — №5(22). — C. 70-80 DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.06

Библиографическая ссылка:

Бигильдина Э.Р., Вильданов И.Р., Гаязова Г.А., Качагин А.А., Зайнуллина Э.Р. Медико-географическое картографирование: анализ и исследования тактильных карт в условиях школьного обучения // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.132-147. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.11