ISSN 2409-7616

Адельмурзина И.Ф., Бадретдинов Р.Ф., Галимов А.А., Иноземцева Д.Н., Хизбуллина Р.З.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.06

УДК 372.891

Адельмурзина И.Ф.1 (Уфа, Россия) — E-mail: adelmur@mail.ru, Бадретдинов Р.Ф.1 (Уфа, Россия) — E-mail: badretdinov_rf@mail.ru, Галимов А.А.1 (Уфа, Россия) — E-mail: kaegkeg@mail.ru, Иноземцева Д.Н.1 (Уфа, Россия) — E-mail: darina21.01@mail.ru, Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — E-mail: kaegkeg@mail.ru

1Башкирский государственный университет

Аннотация. Выявление путей, средств, педагогических условий формирования знаний о природном комплексе в системе образования и воспитания является актуальной проблемой, имеет большое практическое значение. Прогрессивная педагогическая мысль всегда высоко оценивала роль природы в формировании личности, подтверждая истинность того положения, что вся духовная жизнь человека неразрывно связана с природой. Основной целью исследования авторов стоит изучение формирования теоретических знаний о природных комплексах среди учащихся средней образовательной школы в рамках изучения раздела физической географии. Авторы приводят систематизацию преподаваемой теоретической информации по степени сложности усвоения материала. Анализируя школьный физико-географический материал, авторы выявили и описали наиболее эффективные методы его преподавания. К примеру, одним из наиболее эффективных методов изучения некоторых тем школьной географии, авторы рекомендуют использовать метод прямых и косвенных ассоциаций, таких как рассмотрение реальных ситуаций, процессов и явлений в окружающей среде. Такого рода методы позволяют лучше понимать и сохранять полученные теоретические и практические знания и навыки в долгосрочной памяти школьников, что в свою очередь, поможет им воспроизвести необходимую информацию по прошествии длительного периода времени. Изучение разделов физической географии в рамках школьной программы тесно связано с экологическим воспитанием. Поэтому, совершенствуя методы преподавания географии, важно делать акцент на достижении понимания большинством учащихся важных взаимосвязей человека с окружающей средой: их взаимодействия и взаимозависимости. В настоящей статье авторы приводят пример преподавания некоторых тем физической географии с учетом вышеперечисленных факторов.

Ключевые слова: школьная география, изучение природных комплексов, методы преподавания географии.

Литература:

  1. Асадуллин Р.М. Об инновационном содержании субъектно-ориентированного педагогического образования // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 10. — С. 106-117.  DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-106-117
  2. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методика реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 3. — С. 97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35166911
  3. Диков Я.А. Тенденции развития городских агломераций / Я. А. Диков // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2017. — № 7. — С. 24-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29827604
  4. Золотова О.А. Место региональной географии в формировании системы знаний об ООПТ // География и экология в школе XXI века. — 2020. — № 1. — С. 45-48. URL:URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41802208
  5. Какичев В.Д. Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 569-571. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22484282
  6. Клычникова А.Ф. Методические особенности использования технологии проектной деятельности на уроках географии // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. — 2019. — № 5(28). — С. 68-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41105316
  7. Левицкая А.Н. Элементы интеграционного обучения с использованием регионального компонента на примере уроков географии в общеобразовательной школе // Проблемы педагогики. — 2016. — № 1(12). — С. 15-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25295858
  8. Шевченко И.А., Скворцова А.А., Соловьева К.А. [и др.] Опыт организации и использования проблемного обучения учащихся в курсе географии России // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 4. — С. 61.  DOI: 10.17513/spno.30037
  9. Ибрагимова З.Ф., Костромина Д.А.,. Сайфуллин И.Ю [и др.] Организация природоведческих экскурсий для сбора цифрового гербария // Астраханский вестник экологического образования. — 2021. — № 2(62). — С. 155-165.  DOI: 10.36698/2304-5957-2021-2-155-165 
  10. Хизбуллина Р.З. Якимов М.С., Адельмурзина И.Ф., Проведение полевых исследований с учащимися для изучения природно-территориальных комплексов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2019. — Т. 21, № 64. — С. 43-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37711396   
  11. Самохин, Ю.С., Чистякова О.Б. Педагогика краеведения как основа обучения и воспитания в современной школе // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2020. — № 1. — С. 121-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44736927
  12. Таможняя Е.А. Методика обучения географии : Учебник и практикум / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина. — 1-е изд. — Москва: Юрайт, 2016. — 321 с. ISBN 978-5-9916-6027-3.
  13. Усманова А.Р. Изучение антропогенных природных комплексов на уроках географии // Актуальные вопросы университетской науки. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2016. — С. 349-353. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27304404
  14. Хизбуллина Р.З. Адельмурзина И.Ф., Мусина А.Н. Изучение краеведческих особенностей малой Родины по туристско-рекреационной карте (на примере Дюртюлинского района Республики Башкортостан // Paradigmata poznani. — 2018. — № 4. — С. 64-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36597627
  15. Шимлина (Рябцева) И.В. Анализ возможностей географического образования в профессиональном самоопределении учащихся современной школы // Наука и школа. — 2017. — № 2. — С. 76-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29072215

Библиографическая ссылка:

Адельмурзина И.Ф., Бадретдинов Р.Ф., Галимов А.А., Иноземцева Д.Н., Хизбуллина Р.З. Особенности изучения природных комплексов на уроках географии // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.67-77. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.06