ISSN 2409-7616

Сухарев А.А.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХОРЕОГРАФА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.54

УДК 378.14

Сухарев А.А.1 (Москва, Россия) — E-mail: 91739535@mail.ru

1Московский городской педагогический университет

Аннотация. Происходящие в современном российском обществе преобразования оказывают существенное воздействие на систему образования, что проявляется, прежде всего, в новых целевых установках, обновлении содержания образования, развитии взаимодействия образовательной системы с социокультурной сферой, в критериях и показателях качества образования. Профессиональная культура необходима каждому человеку, занимающемуся той или иной сферой деятельности, но особенно она важна, ввиду важности решаемых задач, в педагогической деятельности, в преподавательском труде. С учетом того, что психолого-педагогические аспекты занимают существенное место в широком спектре задач, решаемых современными специалистами, педагогическую культуру следует считать элементом и составляющей общей профессиональной культуры как, собственно, самих работников педагогического профиля, так и в целом работников, чья деятельность связана с взаимодействием с людьми. Педагог-хореограф выступает как носитель педагогической культуры. Это очень важно, поскольку культурный уровень такого профессионала оказывает через своих учеников прямое и опосредованное воздействие на уровень культуры общества в целом. В результате проведенного исследования, автор приходит к пониманию того, что наличие педагогической культуры характеризует профессиональный потенциал специалиста — педагога. Педагогическая культура связана с качественными характеристиками его личности и осуществляемой профессиональной деятельностью, с имеющимся диапазоном знаний и умений. Функционально педагогическая культура проявляется в работе хореографа не только в рамках обучения танцу, но и образовательного процесса в целом: она включена в более широкий контекст всей социокультурной ситуации его жизнедеятельности.

Ключевые слова: педагог-хореограф, педагогическая культура, профессионализм, профессиональная культура, творческий коллектив, эмпатия.

Литература:

  1. Андрощук Л.М. Структура педагогической модели формирования индивидуального стиля деятельности будущего учителя хореографии // Научное знание современности. — 2017. — № 6 (6). — С. 6-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43142684
  2. Адамович О.Ю. Толерантность в искусстве. Укрепление межнационального единства средствами народного танца // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. — Т. 6, №. 4 (21). — С. 15-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32283549
  3. Варин Э.А. Вагнер П.А. Современное профессиональное обучение хореографии в высших учебных заведениях культуры и искусств // Мир науки, культуры, образования. 2017. — № 6 (67). — С. 274-275. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32235204
  4. Гинкевич И.В. Формирование педагогической компетентности у хореографов в системе дополнительного профессионального образования: личностно-ориентированный подход. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. наук: 13.00.08. — М.: МГИК. 2021. – 183 с.
  5. Давыдов В.П. Реализация принципа культуросообразности в хореографической педагогике (на примере подготовки специалистов-хореографов) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 41-2. — С. 166-173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32205775
  6. Елеференко И.О. Эмпатия как интегрирующее качество специалиста творческой профессии // Вестник Тверского Государственного Университета. — 2010. — № 4. — С. 18-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16128587
  7. Касиманова Л.А. Содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры6 монография. — СПб.: Лань: Планета музыки. 2020. — 294 с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43154123
  8. Касимова Л.А. Современные подходы к профессиональной подготовке педагогов-хореографов // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-2. — С. 113-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32636406
  9. Маренюкова А.М. Проблема подготовки педагога -хореографа в истории культуры и в современном обществе // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. — 2021. — № 1 (9). — С. 100-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45596366
  10. Матвеев В.Ф. Русский народный танец: теория и методика преподавания: учебное пособие. — СПб.: Лань, 2010. — 251 с.  ISBN 978-5-8114-1082-8
  11. Мельникова Е.П. Требования к педагогической деятельности педагога-хореографа на современном этапе образования в высших учебных заведениях культуры и искусства // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 1-2 (79). — С. 90-93. DOI: 10.23670/IRJ.2019.79.1.046
  12. Наумова О.М. Компетентностное конструирование уверенности педагога в себе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2016. — №. 1 (26). — С. 27-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26507976
  13. Николаева Л.Я. Освоение стилевых особенностей русского танца в процессе профессиональной подготовки студентов хореографических специальностей // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2018. — №. 1 (31). — С. 135-140. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2018.31.135  
  14. Палилей А.В. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 39. — С. 210-216. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29214175
  15. Садовская В.С. Технологии моделирования социально-культурной деятельности: один из подходов к проблеме // Культура и образование. — 2013. — № 1(10). — С. 85-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22923355
  16. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: кол. монография / М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, Г.В. Головина, др.; ред.-сост. JI.E. Осипова. — Челябинск: ЧГАКиИ, 2006. — 198 с.  ISBN 5-94839-089-6
  17. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 3-е изд. — СПб.: Лань, 2005. — 496 с.  ISBN 5-8114-0591-Х
  18. Шерегова В.А., Постельняк А.И. Медведева С.В. Основополагающие компоненты профессиональной деятельности хореографа в современных условиях // Восточно-европейский научный журнал. — 2021. — № 1-5 (65). — С. 45-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45658101

Библиографическая ссылка:

Сухарев А.А. О совершенствовании педагогической культуры хореографа в процессе профессиональной деятельности // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.586-594. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.54