ISSN 2409-7616

Соколова Е.В.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ СТРЕССОРЫ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.36

УДК 378+37.01

Соколова Е.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: Zheniott.spb@yandex.ru

1Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Аннотация.В статье дан краткий теоретический обзор по проблеме академической адаптации иностранных студентов, а также результаты анкетирования, проведенного среди иностранных студентов, имеющих опыт проживания и обучения в России. Цель исследования — выявить культурно обусловленные потенциальные академические трудности, возникающих в процессе адаптации иностранных студентов в России. Специально разработанная для исследования анкета включала вопросы, касающиеся мотивации выбора России в качестве зарубежной страны для получения образования, факторов, усложняющих и облегчающих процесс получения образования в России, полезности определенных заданий и форм оценки знаний, участия в культурной жизни вуза, базовых знаний об основах образовательного процесса в России, специфики взаимодействия иностранных студентов с педагогами, иными сотрудниками и местными студентами вуза. В результате исследования были выявлены отличия российской академической культуры, которые потенциально могут являться стрессорами в процессе адаптации иностранных студентов. Данные отличия разобраны в разделе «обсуждение основных результатов». Возможные способы практического применения полученных результатов даны в выводах статьи. Результаты исследования имеют как научное, так и практическое значение. Полученные данные могут быть использованы для информирования и повышения межкультурной компетентности сотрудников вуза, включая не только педагогический состав, но и административных работников, сотрудников общежития и сферы услуг, предоставляемых в ВУЗе (библиотеки, кафе, гардероб и т.д.) с целью упрощения коммуникации с иностранными студентами и повышения ее эффективности. Исследование также показало, что существует необходимость работы с проблемой языкового барьера в вузовской среде.

Ключевые слова: иностранные студенты; академическая адаптация; межкультурная коммуникация.

Литература:

  1. Гребенникова И.А. Принципы педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. — 2015. — №3 (20). — С. 9-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25108951
  2. Гукаленко О.В., Андрианова Р.А., Нездемковская Г.В. Поликультурное образование и профилактика ксенофобии в образовательной среде: монография / ред. О.В. Гукаленко. — М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО». 2019. — 257 с. ISBN: 978-5-91955-162-1
  3. Иванова Г.П., Логвинова О.К., Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. — 2018. — Т. 27, № 3. — С. 60-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32673074
  4. Мариненко О.П. Роль преподавателя вуза в оказании помощи иностранным студентам // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, №4. — С. 124-133. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-124-133
  5. Чевтаева Н.Г., Никитина А.С., Вишневская А.В. Культура коммуникации преподавателя и студента как матрица формирования «soft skills» выпускника // Высшее образование в России. — 2020. — Т. 29, № 12. — С. 33-44.  DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-33-44
  6. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2013. — № 32. — С. 49–54.  
  7. Bartram B. The sociocultural needs of international students in higher education: a comparison of staff and student views // Journal of Studies in International Education. — 2007. — Vol. 11, №. 2. — P. 205-214. DOI:10.1177/1028315306297731
  8. Bartram B., Terano M. Supporting international students in higher education: a comparative examination of approaches in the U.K. and U.S.A // Learning and Teaching. — 2011. — Vol. 4, №.2. — P. 30-44. DOI: https://doi.org/10.3167/latiss.2011.040203
  9. Bird E.L. Student and staff perceptions of the international postgraduate student experience: a qualitative study of a UK University // Journal of International Students. — 2017. — Vol. 7, №.2. — P. 329-346. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v7i2.384
  10. Chai D.S., Van H.Th.M., Wang Ch.-W., Lee J., Wang J. What do international students need? The role of family and community supports for adjustment, engagement, and organizational citizenship behavior // Journal of International Students. — 2020. — Vol. 10, №. 3. — P. 571-589. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v10i3.1235
  11. Gebregergis W.T., Mheari D.T., Gebretinsae D.Y., Tesfamariam A.H. The predicting effects of self-efficacy, self-esteem and prior travel experience on sociocultural adaptation among international students // Journal of International Students. — 2020. — Vol. 10, №.2. — P. 339-357. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v10i2.616
  12. Hua J., Zhang G., Coco Ch., Zhao T., Hou N. Proactive personality and cross-cultural adjustment: the mediating role of adjustment self-efficacy // Journal of International Students. — 2020. — Vol. 10, №.4. — P. 817-835. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v10i4.1274
  13. Hyun J., Quinn B., Madon T., Lustig St. Mental health need, awareness, and use of counseling services among international graduate students // Journal of American College Health. — 2007. — Vol. l. 56, №.2. — P. 109-118. DOI: 10.3200/JACH.56.2.109-118
  14. Jiang N., Carpenter V. A case study of emerging challenges and reflections on internationalization of higher education // International Education Studies.2014. — Vol. 7, №.9. — P. 56-68. DOI: 10.5539/ies.v7n9p56
  15. Jones E., Leask B., Brandenburg U., de Wit H. Global social responsibility and the internationalization of higher education for society // Journal of Studies in International Education. 2021. — Vol. 25, №. 4. — P. 1-18. DOI: https://doi.org/10.1177/10283153211031679
  16. Kingston E., Forland H. Bridging the gap in expectations between international students and academic staff // Journal of Studies in International Education.2008. — Vol. 12, №.2. — P. 204-221.DOI:  https://doi.org/10.1177/1028315307307654
  17. Martirosyan N. M., Bustamante R. M., Saxon D. P. Academic and social support services for international students: current practices // Journal of International Students. — 2019. — Vol. 9, №.1. — P. 172-191. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v9i1.275
  18. Palmer Y. M. Student to scholar: learning experiences of international students // Journal of International Students.2016. — Vol. 6, №.1. — P. 216-240. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v6i1.489
  19. Roberts P., Boldy D., Dunworth K. The views of international students regarding university support services in Australia: a case study // The International Education Journal: Comparative Perspectives. — 2015. — Vol. 14, №.3. — P. 122-137. DOI: 10.7916/D82V2GHJ
  20. Sovic S. Coping with stress: the perspective of international students //Art, Design & Communication in Higher Education.2008. — Vol. 6, №.3. — P. 145-158. DOI: 10.1386/adch.6.3.145 1
  21. Trice A.G., Yoo J.E. International graduate students’ perceptions of them academic experience // Journal of Research in International Education.2007. — Vol. 6, №.1. — P. 41-66. DOI: https://doi.org/10.1177/1475240907074788
  22. Vakkai R.J.Y., Harris K., Chaplin K.S., Crabbe J.J., Reynolds M. Sociocultural factors that impact the health status, quality of life, and academic achievement of international graduate students: a literature review // Journal of International Students. — 2020. — Vol. 10, №.3. — P. 758-775. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v10i2.1222

Библиографическая ссылка:

Соколова Е.В. Академические стрессоры иностранных студентов в России // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.386-397. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.36