ISSN 2409-7616

Машкина М.П.

ДИАГНОСТИКА КОМАНДНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СФЕРЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.35

УДК 377+316.7

Машкина М.П.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: mashkina-marina@ngs.ru

1Новосибирский  государственный педагогический  университет

Аннотация. В данной статье представлены результаты диагностики мягких навыков («soft skills») у студентов 2 курса телекоммуникационного колледжа СПО. Развитие мягких навыков различного направления на сегодняшний день являются одной из самых актуальных и востребованных задач в современном обществе. Это связано, в первую очередь, с динамично развивающимися технологиями, которые предъявляются к человеку нового поколения. Умение владеть не только профессиональными навыками («hard skills»), но и гибкими или мягкими навыками. Проведенный анализ показал, что студенты, приходящие в СПО, большую часть своего времени тратят на овладение профессиональными навыками. Первые два года они погружены только в учебный процесс. Поэтому любые мягкие навыки развиваются слабо. В данной статье мы сделали замеры командных навыков. Командный навык является одним из существенных среди «soft skills». Он научает умению взаимодействовать с различными людьми, работать в команде, ставить задачи разной степени сложности, находить выход в любой ситуации. В результате проведенной диагностики выявлено, что большая часть студентов до поступления в СПО не имела представление о том, что такое работа в команде, применительно к собственной профессии. Многие не определились в выборе специальности. Необходимо внести изменения в учебный процесс, чтобы как можно большее количество студентов были вовлечены в коммуникативные отношения. Научились работать в команде, взаимодействовать между собой, умели организовывать себя и свое время. Для этого проводить мероприятия, направленные на развитие командных навыков. Совместное решение задач через волонтерское движение, участие в профессиональных конкурсах, таких как World skills. Посещение, с последующим обсуждением учреждений культуры. Привлекать специалистов из разных профессиональных сфер, вести с ними диалог и самим посещать личные предприятия. Желательно будущего места работы. Развитие командных навыков научит будущих специалистов телекоммуникационного колледжа взаимодействовать с людьми, так как на сегодняшний день, профессии, связанные с развитием технологий, являются самыми востребованными.

Ключевые слова: «soft skills», «hard skills», командные навыки, умение управлять собой, организовывать себя, коммуникативные отношения.

Литература:

  1. Авдеев В.В. Работа с командой: психологические возможности: практикум для самостоятельной работы над оптимизацией совместной деятельности. — М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 152 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24216394
  2. Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. Т.М. Гутман: Альпина Паблишер, 2016. — 360 с. 
  3. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. — 2018. — № 4. — С. 63–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37035276
  4. Васильев М.В. Проблема функционирования команды как особого вида социальной группы // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — Т. 8, № 4-1. С. 95–98.  DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-4/1-95-98
  5. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер. Для руководителя-практика / Пер. с англ. А.В. Верникова. — М.: Дело, 1991. — 320 с.  URL:
  6. Гриб Е.В., Коломоец Е.Н., Латышева В.В. Игровые методы формирования компетенции «командная работа и лидерство» в подготовке инженеров // Высшее образование в России. — 2020. — Т. 29, № 10. — С. 125-134. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-125-134  
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. — СПб.: Речь 2003. — 128 с.
  8. Левин К. Теория поля в социальных науках // Пер. с англ. Сурпиной Е.А. — М.: Академический проект, 2019. — С. 313.
  9. Липатова С.Д., Хохолева Е.А. Технология формирования навыков командной работы в условиях проектного обучения студентов вуза // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. — 2021. — Т. 18, № 1. — С. 57–70. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.1.5  
  10. Малышева А.Д. Способность работать в команде как общекультурная компетенция студентов ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — №2. — С. 151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036220
  11. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе // Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический проект, 2004. — С. 383.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44036490
  12. Мучник Е.Р. Руководство как фактор формирования команды. — М.:  МГУ, 2011 — 30 стр.
  13. Определяем свою роль в команде с помощью теста Белбина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://abmgroup.ru/wp-content/uploads/2013/09/Test_Belbina.pdf  (дата обращения 20.10.2021)
  14. Пассов Е.И. Образование и методика: от сущего к должному // Вестник Российский университет дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. — 2017. — Т.15, №4. — С.389-413. DOI:  10.22363/2313-2264-2017-15-4-389-413
  15. Перевощикова Е.Н. Формирование способности магистрантов педагогического образования к командной работе в процессе проектирования образовательного продукта // Вестник Мининского университета. — 2020. — Т. 8, №1. — С. 3.  DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-3
  16. Положение о проектном обучении УРФУ.  (2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urfu.ru/ru  (дата обращения 20.10.2021)
  17. Рыскулова М.Н. Группа, коллектив, команда. Соотношение понятий // Современное педагогическое образование. — 2019. —  № 10. — С. 191–194. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41344150   
  18. Белл С.Т., Браун Ш.Г., Вайс Д.А. Концептуальная основа для использования решений о составе команды для создания человеческого капитала // Обзор управления человеческими ресурсами. — 2018. — Т. 28, № 4, — С. 450-463. DOI: https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.06.003
  19. О’Нил Т.А., Салас Э. Создание высокопроизводительной командной работы в организациях // Обзор управления человеческими ресурсами. — 2018. — Т. 28, № 4, — С. 325-331. DOI: https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.09.001
  20. Танненбаум С., Бирд Р., Салас Э.  Построение эффективной команды: изучение концептуальных и эмпирический разработок // Проблемы, теория и исследования в промышленной и организационной психологии. — 1992. — Т. 82. — С. 117–153. DOI: https://doi.org/10.1016/S0166-4115(08)62601-1
  21. Филатова М.Н., Шейнбаум В.С., Щедровицкий П.Г. Онтология компетенции «умение работать в команде» и подходы к её развитию в инженерном вузе // Высшее образование в России. — 2018. — Т. 27. — № 6. С. 71-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35161097
  22. Филиндаш П.В. Социально-психологические детерминанты формирования команды. — М.: ГУУ, 2009. — 24 стр.
  23. Юртаева М.Н., Глуханюк Н.С. Психологические основания обучения работе в команде // Психология и Психотехника. — 2020. — № 3. — С. 31-42. DOI:10.7256/2454-0722.2020.3.33545  
  24. Харунжева Е.В., Шалагинова Н.В., Кузьмина М.В. Практика командной работы в цифровой школе по разработке «умного» мобильного приложения // Перспективы науки и образования. — 2020. — № 2 (44). — С. 389-404.  DOI: http:doi.10.32744/pse.2020.2.31
  25. Tuckman B.W. Developmental Sequence in Small Groups // Psychological Bulletin. — 1965. — Vol. 63. —  № 6. — Р. 384–399.  DOI: https://doi.org/10.1037/h0022100

Библиографическая ссылка:

Машкина М.П. Диагностика командных навыков у студентов профессионального образования телекоммуникационной сферы // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.377-385. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.35