ISSN 2409-7616

Хизбуллина Р.З., Гильманова Г.Р., Адельмурзина И.Ф., Айманова Е.Е., Магасумов Т.М.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ РОССИИ)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.28

УДК 37.012

Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — E-mail: hizbullina@yandex.ru, Гильманова Г.Р.2 (Уфа, Россия) — E-mail: g.gilmanova@mail.ru, Адельмурзина И.Ф.1 (Уфа, Россия) — E-mail: adelmur@mail.ru, Айманова Е.Е.1 (Уфа, Россия) — E-mail: ersin.aymanova@mail.ru, Магасумов Т.М.1 (Уфа, Россия) — E-mail: timur_mag@mail.ru

1Башкирский государственный университет

2БГПУ им. М.Акмуллы

Аннотация. Преподаваемые в общеобразовательных учреждениях естественные науки являются объектами огромного набора методологических подходов к изучению. Так, изучая географию в школе, организуются и словесные, и наглядные, и практические методы осуществления учебно-познавательной деятельности. Однако, самыми продуктивными и актуальными на сегодняшний день остаются практические занятия. Особенно важно применять такие методы обучения географии, которые предполагают осуществление самостоятельной работы учащихся. Изучая предмет по разделам, школьники должны не просто запоминать и воспроизводить информацию, они должны научиться мыслить, находить закономерности во взаимосвязях и взаимозависимостях изучаемых разделов. В статье описываются причинно-следственные связи между изучаемыми разделами географии в средней школе с целью формирования самостоятельного изучения и выполнения практических работ. Рассматриваются связи эндогенных и экзогенных процессов формирования рельефа, предложена методика составления плана занятия по данному разделу. Представлена зависимость климатических условий от географического положения территории: широты местности, угла падения солнечных лучей, величины солнечной радиации. Установлен ряд взаимосвязей между: внутренними водами и климатом, рельефом и горными породами; почвами, растительностью и рельефом, горными породами, климатом и внутренними водами; животного мира, климатическими условиями и растительностью. Отдельное внимание уделяется взаимосвязи природы и человека. В качестве практической части исследования представлен образец применения приемов по выявлению особенностей компонентов природы с описанием каждой выделенной группе взаимосвязанных разделов географии.

Ключевые слова: методика преподавания, школьная география, причинно-следственные связи в географии.

Литература:

  1. Адельмурзина И.Ф., Тельнова Т.П., Хизбуллина Р.З., Чернина-Яхнюк Д.И. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2018. — Т. 20, №6. — С.22-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37094830
  2. Асадуллин Р.М. Об инновационном содержании субъектно-ориентированного педагогического образования // Высшее образование в России. — 2019. — №10. — С. 106-117.   DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-106-117
  3. Ахметгареева Э.В., Латыпова З.Б., Сафиуллина И.С., Стулин Д.С. Учебная экологическая тропа: история, виды, назначение и примеры использования // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. — С. 422-434. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.40
  4. Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Формально-логическое мышление дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2015. — Т.157. — С.105-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24332698  
  5. Булдакова Н.В. Структура прогностической способности специалистов гуманитарного профиля // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2011. — Т.17. — С.68-73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17065432
  6. Калугин Ю.Е. Понимание: процесс и результат // Человек. Спорт. Медицина. —  2005. — №6. — С.71-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13037135
  7. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю. Теоретическое обоснование процесса когнитивного моделирования педагогических ситуаций // Самарский научный вестник. — 2018. — Т.7, №2. — С.245-247.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35089396
  8. Камалеева А.Р., Мухаметзянова Л.Ю. Алгоритм поэтапного когнитивного моделирования в естественнонаучной и гуманитарной составляющих профессионального образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. —  2019. —  №1(101). — С.129-136.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37416843
  9. Козлов В.Е., Хусаинова С.В. Основные результаты фундаментальных исследований ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2018 год // Казанский педагогический журнал. — 2019. — №2. — С.7-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191190
  10. Коростелева Е.Ю. Технология проблемного обучения на уроках географии // Карельский научный журнал. — 2010. — №4(13). — С. 9-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25418590
  11. Кудаков О.Р., Щербаков В.С., Сахиева Р.Г. Современные проблемы дидактики профессиональной школы в дискуссиях научного форума // Казанский педагогический журнал. — 2013. — №3. — С.13-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21426971
  12. Левин И.Л. Методологический анализ законов и закономерностей креативного образования // Вестник евразийской науки. — 2014. — №4(23). — С. 32-45. URL:
  13. Маланов И.А. Гомбоев Т.Б. Модернизация как условие инновационного развития образования и повышения его качества // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания. — 2016. — №5. — С.108-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26743666
  14. Масленникова В.Ш. К проблеме когнитивного моделирования воспитательной деятельности в условиях цифровизации высшего образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2019. — №2(102). — С.134-140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38980260
  15. Масленникова В.Ш., Боговарова В. А. К вопросу когнитивного моделирования воспитательной деятельности в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. — 2018. — №4. — С.20-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35420937
  16. Петрищев И.О. Закономерности модернизации образования и повышения качества образовательных услуг // Самарский научный вестник. — 2020. — Т.9, №4.  — С. 325-329.  DOI:10.17816/snv202094311
  17. Руднева Т.И. Методологические принципы как контекст осмысления качества результата педагогического исследования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2015. — №2. — С.78-82. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2016-22-2-78-82
  18. Сергеева С.Н. Содержание педагогического сопровождения воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа результатов уровней их воспитанности // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — №1. — С.181-186. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17030856
  19. Скиф О.В. Карпова С.И. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста // Гаудеамус. — 2018. — Т.17, №1. — С.60-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32816913
  20. Тагариев Р.З., Исхакова Г.Т., Зинурова А.З. Креативная образовательная среда сельской школы как условие развития личности // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — №4(47). — С.93-96.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22483109
  21. Толстолуцкий В.Ю. Необходимость опережающего решения вопросов дидактики при разработке программ для учебного процесса // Современные информационные технологии и ИТ-образование. — 2010. — №3. — С. 2-59.
  22. Фролов А.А., Фролова Ю.Н. Соотношение алгоритмизации и эвристики при формировании и трансляции научного знания // Образование и наука. — 2007. — №5(47). — С.11-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=10427346
  23. Фролова Ю.Н. Учебно-исследовательская деятельность в школах и вузах как технологическая основа образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — №2. — С.50-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18487125
  24. Читалин Н.А. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю. Научно-педагогические основания естественнонаучной и профессиональной подготовки: опыт, анализ, перспективы // Казанский педагогический журнал. — 2016. — №5. — С.38-43. 
  25. Шаткарь Г.А. Роль проблемного обучения в свете новых целей и ценностей образования на примере преподавания географии. Как организовать познавательную деятельность, способствующую развитию творческого мышления? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2012. — №5. — С.40-44 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18080833

Библиографическая ссылка:

Хизбуллина Р.З., Гильманова Г.Р., Адельмурзина И.Ф., Айманова Е.Е., Магасумов Т.М. Формирование приемов учебной работы для выполнения самостоятельных работ (на примере изучения причинно-следственных связей в курсе географии России) // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.287-297. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.28