ISSN 2409-7616

Долгая Н.А.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА КУРСАХ ПО МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.14

УДК 373.21

Долгая Н.А.1 (Махачкала, Россия) — E-mail: bars19832006@rambler.ru

1Дагестанский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматривается мелкая моторика, как одно из важных направлении в развитии детей дошкольного возраста. Целью данной статьи является изучение возможностей применения абакуса (счетной доски) в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста на занятиях по ментальной арифметике. Используя счеты, дети в игровой форме приобретают моторные навыки, применяя конкретные действия по перемещению косточек на абакуcе, стимулируя тем самым работу двух полушарий. В статье рассмотрены основные этапы развития мелкой моторики у детей при работе со счетной доской, описан постепенный переход от простого к сложному, определена взаимосвязь моторики рук и пальцев с развитием ребенка дошкольного возраста. В статье приведены несколько способов работы детей пальцами на абакусе, которые являются не просто хаотичные движения на счётах, а движения, соответствующие определенным правилам работы с инструментом.  Отмечается, что у каждого пальца есть свои функции, и это важно учитывать при организации работы с детьми. Отмечается влияние инструмента и его исключительную полезность в развитии мелкой моторики у детей. Работа на абакусе это своего рода гимнастика для пальцев, которая активизирует сразу несколько систем – нервную, костную, мышечную, зрительную. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности и в более старшем возрасте.

Ключевые слова: абакус, мелкая моторика, память, развитие, дополнительное образование.

Литература:

  1. Вострецова Н.С. Интеллектуальное развитие детей, занимающихся по технологии «ментальная арифметика // Russian Journal of Education and Psychology. — 2019. — Т. 10, № 8. — С. 16-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41454202
  2. Ганеева А.Р. Из опыта обучения детей ментальной арифметике // Научный аспект. — 2019. — Т. 2, № 2. — С. 171-177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38576601
  3. Ганиев Р.И., Багаутдинов Р.Р., Шеймарданов Ш.Ф. Анализ влияния занятий ментальной арифметикой на интеллектуальные и творческие способности детей // Педагогический журнал Башкортостана. — 2020. — № 1(86). — С. 22-34. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43845732
  4. Кусаинова Г.Т. И снова о ментальной арифметике // Молодой ученый. — 2018. — № 9(195). — С. 163-165.
  5. Маришина А.А. Ментальная арифметика // Некоторые вопросы анализа, алгебры, геометрии и математического образования. — 2017. — № 6. — С. 114-115. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29372709
  6. Медведева Л.В. Ментальная арифметика как средство развития умственных способностей // Вестник научных конференций.- 2017. — № 7-1(23). — С. 82-84. URL:   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29842472
  7. Добрица В.П., Добрица И.С., Локтионова Н.Н. Ментальная арифметика как средство подготовки к компрессивному обучению // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2019. — № 1(49). — С. 209-213.URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=37165614
  8. Новоселов Ю.А. Методика ментальной арифметики / Ю. А. Новоселов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2017.  № 6. — С. 73-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29435834
  9. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании: [Сборник] / Сост. и авт. вступ. ст. М.И. Мухин. — Киев: Рад. шк., 1983. — 206 с. 
  10. Чернышева Д.С. Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования // Образование и воспитание. — 2018. — № 1(16). — С. 61-65. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32445967
  11. Шарафиева А.Р. История развития ментальной арифметики // Вестник современных исследований. — 2018. — № 5.3(20). — С. 571-572. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35287986
  12. Fatimah B., Javali A., Ansar H. Mental Arithmetic Task Classification using Fourier Decomposition Method // 2020 IEEE International Conference on Communication and Signal Processing. — Chennai, India: 2020. — P. 46-50. DOI: 10.1109/ICCSP48568.2020.9182149
  13. Olimov B.U., Olimova D.B. Organization of mental arithmetic courses for primary school students // Theoretical & Applied Science. — 2020. — № 4(84). — P. 943-946. DOI: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.04.84.171
  14. Artemenko C., Ehlis A.C., Nuerk H.C. The neural correlates of mental arithmetic in adolescents: a longitudinal fNIRS study // Behavioral and Brain Functions. — 2018. — Vol. 14, № 1. — P. 5. DOI: https://doi.org/10.1186/s12993-018-0137-8
  15. Toshpulatova D. The role of mental arithmetic in improving mathematical literacy in primary school // Theoretical & Applied Science. — 2019, № 12 (80). — P. 184-186. DOI: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2019.12.80.37

Библиографическая ссылка:

Долгая Н.А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на курсах по ментальной арифметике // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.137-144. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.14