ISSN 2409-7616

Новикова М.В., Приступа Е.Н.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.11

УДК 37.013.42

Новикова М.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: en.pristupa@mpgu.su, Приступа Е.Н.1 (Москва, Россия) — E-mail: en.pristupa@mpgu.su

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Семейное воспитание представляет собой отдельное направление в современной педагогике в целом и социально-воспитательной деятельности, в частности. Современная законодательная база Российской Федерации гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье. Решением данной проблемы является передача ребенка на воспитание в замещающую семью, где он сможет познать культурные ценности, семейные традиции, получить полноценное развитие. Замещающую семью рассматривают как «особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития». Научный интерес к изучению исторического развития педагогической мысли о так называемом замещающем семейном воспитании обусловлен актуальностью идеи целостного воспитательного процесса, направленного на всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка, оставшегося без попечения родителей. Замещающее семейное воспитание является основой семейной педагогики и формой оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Исследование проблем семейного воспитания направлено на поиск наиболее эффективных механизмов социализации несовершеннолетних, которые лишены родительского попечения. Особую роль играет историографический подход, направленный на изучение широкого массива первоисточников ведущих мыслителей прошлого, где изучаются теории, понятия, идеи семейного воспитания как в кровных семьях, так и в замещающих. В статье представлены подходы изучения истории семейного воспитания с учетом периодизации педагогической мысли в России. Также рассматриваются основные подходы к анализу семейных ценностей и принципов, правил семейного воспитания.

Ключевые слова: семейное воспитание, замещающее семейное воспитание, история педагогики, историографический подход, воспитательный процесс, социально-воспитательная деятельность, социальное воспитание, социальная педагогика.

Литература:

  1. Басов М.Я. Общие основы педологии. — М. — Л.: ГИЗ, 1928 и 1931.
  2. Бехтерев В.М. О социально-трудовом воспитании. Доклад на Съезде по экспериментальной педагогике 23 мая. Пг, 1917.
  3. Гранкин А.Ю. Проблемы семейного воспитания в русской демократической педагогике конца XIX-начала XX вв: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Пятигорск, 1996.
  4. Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991): автореф. дисс. … док. пед. наук. — Пятигорск, 2003
  5. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. — 2012. — № 8. — С. 226.
  6. Каптерев П.Ф. Избр. Пед. соч. / Под ред. А.М. Арсеньева. — М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  7. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. — СПб.: Алетейя, 2004. — 560 с.
  8. Коджаспирова Г.М. История педагогики в схемах и таблицах. — М.: Проспект, 2017. -176 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35253849
  9. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: КДУ, 2008. — 192 с.
  10. Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность // Образование. Наука. Научные кадры. —  2021. — № 2. — С. 224-230. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46126369
  11. Осипова И.И. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства // Народное образование. — 2008. — №6 (1379). — С.46-50. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=11585938
  12. Наумов Н.Д. Философские основания педагогических теорий в России в XX в.: автореф. дисс. … док. филос. наук. — Екатеринбург, 2004.
  13. Ослон В.Н. Дети-сироты в образовательном пространстве // Российский научный журнал. – 2012. — № 6 (31). — С.191-198. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18155145
  14. Парамонова А.А. Основные проблемы детского психоанализа (к 100-летию становления детского психоанализа) // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 3. — С.107-115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18372683
  15. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — Москва: Знание, 1981.
  16. Приступа Е.Н. Современные парадигмы семейного воспитания // Традиции и инновации в национальных системах образования. Материалы Международной научно-практической конференции. — Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. Акмуллы, 2021. — С. 271-275. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46253934
  17. Приступа Е.Н. Социальное и семейное воспитание в междисциплинарном взаимодействии // Психология и педагогика социального воспитания. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина.  — Кострома: Костромской государственный университет, 2020. — С. 167-171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42638385
  18. Трафимчик Ж.И. Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов медицинских вузов / Ж.И. Трафимчик. — Гомель: ГомГМУ, 2014. — 168 с. ISBN 978-985-506-671-3
  19. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. / Ред. коллегия: С.Ф. Егоров, И.Д. Зверев и др.  — М.: Педагогика, 1990.
  20. Холостова Е.И., Прохорова О.Г., Семьеведение: теория и практика. Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2020. — 379 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41565271

Библиографическая ссылка:

Новикова М.В., Приступа Е.Н. Семейное воспитание в контексте историографического подхода // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.108-118. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.11