ISSN 2409-7616

Кетоев К.Э., Платова Н.Э., Дзагурова Б.Э., Бирагов В.С.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.08

УДК 371

Кетоев К.Э.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: albegova.dianka@mail.ru, Платова Н.Э.2 (Владикавказ, Россия) — E-mail: albegova.dianka@mail.ru, Дзагурова Б.Э.3 (Владикавказ, Россия) — E-mail: albegova.dianka@mail.ru, Бирагов В.С.4 (Владикавказ, Россия) — E-mail: albegova.dianka@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

2Владикавказский институт управления

3Горский государственный аграрный университет

4Финансовый университет при правительстве Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются роль и место адаптивной физкультуры в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в приобретении социального опыта данной категорией детей. Под социальным опытом понимается опыт участия личности в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, содержательный компонент общей культуры человека, совокупность коммуникативных навыков и умений, а также моделей поведения, которым он может следовать в тех или иных ситуациях. Одним из наиболее значимых составляющих социального опыта является деятельность, которая одновременно выступает в качестве условия, способа и формы выражения культурного и исторического проявления общественного опыта. Автором выявлены наиболее часто встречающиеся у детей с ОВЗ проблемы в процессе социализации, установлены условия и особенности протекания данного процесса, а также влияние адаптивной физической культуры на приспособление ребенка к социуму. Доказывается тезис о том, что для полноценного развития ребенка с ОВЗ необходимо активно вовлекать его в различные виды подвижных видов деятельности. В статье раскрывается также значение игровой деятельности в развитии и совершенствовании ребенка с ОВЗ, его когнитивных и коммуникативных способностей, формировании мотивационной, потребностной и интеллектуальной сфер. Именно в процессе игровой деятельности дети, в том числе и с ОВЗ, копируют поведение взрослых, подражают их манерам, тому, как они оценивают окружающих людей, как относятся к тем или иным событиям, вещам – вследствие этого также происходит и формирование личностно-психологических качеств детей с ОВЗ.

Ключевые слова: адаптивная физкультура, социализация детей с ОВЗ, инклюзивная среда, физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивная деятельность, укрепление физического здоровья.

Литература:

  1. Абызова Т.В., Федорова Т.А. Оздоровительное влияние спортивного ориентирования на обучающихся с нарушением слуха // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2021. — № 3. — С. 75-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44902552
  2. Агеевц В.У. Назаренко А.В. Движение, Здоровье, Жизнь // Культура физическая и здоровье. — 2016. — № 1 (56). — С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32277324
  3. Бузоев А.С. Механизмы организации здоровьесберегающей образовательной среды // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3 (20). — С. 42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39135361
  4. Бутузова Е.Е., Колесникова Н.В. Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП // Наука-2020. — 2020. — № 9 (45). — С. 132-140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44484943  
  5. Волкова Е.А., Безносова А.В. Адаптивная физическая культура для людей с ограниченными возможностями // Аллея науки. — 2018. — Т. 1, № 3 (19). — С. 77-80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32795092
  6. Воронов Н.А. Адаптивная физическая культура для лиц имеющих ограничения в здоровье // Человек и современный мир. — 2019. — № 3 (28). — С. 192-196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38216599
  7. Гречкина И.Н., Ильченко А.Е. Адаптивная физическая культура как средство реабилитации людей с ограничениями в состоянии здоровья // E-Scio. — 2020. — № 4 (43). — С. 77-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42818356
  8. Ечевская О.В. Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. — 2019. — № 1. — С. 42-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37305751
  9. Казакавова Д.Х. Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании здорового образа жизни у лиц с ограниченными возможностями // Студенческий. — 2020. — № 40-3 (126). — С. 26-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44447373
  10. Калустьянц К.А., Кусова Д.О. Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у студентов современного вуза // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4 (26). — С. 456-464. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44515762
  11. Киэлевяйнен Л.М. Опыт модернизации основной образовательной программы по направлению подготовки адаптивная физическая культура // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2020. — Т. 8, № 1. — С. 22-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42543291
  12. Матвеева Н.Ю., Ненарокова О.В. Ценностный потенциал адаптивной физической культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2014. — Т. 20, № 2. — С. 165-168. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21808018
  13. Мелина Е.В. Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения // Инклюзия в образовании. — 2020. — Т. 5, № 4. — С. 50-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46166408
  14. Назаренко А.В. Современные вопросы адаптивной физической культуры // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2020. — № 6-5 (62). — С. 126-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43153277
  15. Панкова М.Д., Гапоненок Ю.В. Адаптивная физическая культура в условиях специализированного интерната // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. — 2020. — № 23. — С. 431-435. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46367238
  16. Федорова Н.И. Адаптивная физическая культура детей с нарушением интеллекта в семье // Известия Российской военно-медицинской академии. — 2019. — Т. 38, № S3. — С. 289-290. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41231735

Библиографическая ссылка:

Кетоев К.Э., Платова Н.Э., Дзагурова Б.Э., Бирагов В.С. Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.77-87. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.08