ISSN 2409-7616

Шимановская Я.В.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.04

УДК 338.46

Шимановская Я.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: ya1873@yandex.ru

1Российский государственный социальный университет

Аннотация. На сегодняшний день задача повышения качества является приоритетной во всех сферах жизнедеятельности человечества. На решение данной задачи направлены квалитологические инструменты. Применительно к социальному обслуживанию также рекомендовано активное использование механизмов и принципов социальной квалиметрии для обеспечения и развития системы обеспечения качества социальных услуг. В настоящее время существует немалое количество методик и технологий оценки эффективности работы учреждений социального обслуживания в целом и оценки качества предоставления социальных услуг, в частности. Однако все они являются лишь отдельными проявлениями аналитического инструментария познания, не образуя собой единой методологии по оценке качества в области социального обслуживания. В научной среде не существовало до сих пор единого подхода к сложным и многогранным понятиям социальной квалиметрии, авторы расходились как в формулировках и сути понятий и категорий, так и в подходах к оценке качества социального обслуживания. Тем не менее, законодательное внедрение независимой оценки не решило проблемы недостаточной прозрачности механизмов оценки эффективности для представителей общественных организаций и внешних независимых экспертов. Не было четко определено и регламентировано, какова приоритетность учитываемых параметров, а также посредством каких именно методов их учитывать: проводить мониторинг деятельности учреждений или определять эффективность на основе проведения выборочных обследований учреждений социального обслуживания и ПСУ. Автор пришел к выводу, что сегодня хотя и существуют определенные методики и технологии проведения оценки эффективности предоставления социальных услуг населению, которые позволяют оценить качество социального обслуживания в учреждении, тем не менее, они известны не всем специалистам данных учреждений. В связи с чем, помимо задачи разработки новых, усовершенствованных методик и технологий оценки перед научным сообществом также возникает еще одна не менее значимая задача – доведение своих наработок до сотрудников практического поля, а также обучение верному их использованию для достижения наиболее корректных результатов.

Ключевые слова: социальная защита, социальная помощь, качество социальных услуг.

  1. Албегова И.Ф. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие / И.Ф. Албегова, Е.А. Серова, Г.Л. Шаматонова. — Ярославль: ЯрГУ. 2015. — 116 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23909602
  2. Атабиева З.А., Виндижева А.О., Жугова О.А. Инновационные подходы к оценке качества социального обслуживания пожилых людей в регионе // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — С. 1497. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25325243
  3. Бахарев В.В. Свищева К.Г. Оценка качества социального обслуживания пожилых людей на дому // Регионология. — 2017. — № 3. — С. 223-226. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11608179
  4. Болдина М.А. Организация оценки качества оказания социальных услуг населению // Гаудеамус. — 2018. — № 2 (36). — С. 27-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35132599
  5. Бурнадз Т.И. Качество социальных услуг: методологические и правовые проблемы // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 765–768. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23610267
  6. Воронкова Н.П. Основные направления организационно-методической работы, способствующие повышению качества и результативности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Работник социальной службы. — 2014. — № 1 (95). — С. 49-54.
  7. Гарашкина Н.В. Квалитология и квалиметрия в социальной работе: учебное пособие для вузов / Н.В. Гарашкина, А.А. Дружинина. — М.: Изд-во Юрайт, 2021. — 183 с. ISBN 978-5-534-12632-7
  8. Дмитриева Н.Е., Стырин Е.М., Ястребова Е.В. Независимая оценка получателями качества социальных услуг // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2017.  — № 2. — С. 27-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29803754
  9. Калмыков Н.Н., Ларина А.К., Славко М.А., О независимой оценке к ачества социальных услуг // Экономические отношения. — 2019. — Том 9. — № 2. — С. 1487-1500. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39191677
  10. Козлова Е.А. Методика оценки качества и эффективности социальных услуг // Наука и современность. — 2016. — № 21. — С. 94–98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20867492
  11. Комарова Н.Ю. Социологический мониторинг в оптимизации системы управления социальным обслуживанием населения мегаполиса: на примере г. Москвы (Краткое изложение результатов исследования) // Социальное обслуживание. — 2019. — № 11. — С. 34 – 48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23704418
  12. Комарова Н.Ю. Социологический мониторинг в оптимизации системы управления социальным обслуживанием населения мегаполиса: на примере г. Москвы. Дисс. канд. соц. наук: 22.00.08 / Комарова Наталья Юрьевна. — М.: ИСПИ РАН, 2016. — 250 с.
  13. Коренюк А. Качество предоставления государственных и муниципальных услуг: социальные аспекты // Социальная политика и социальное партнерство. — 2015. — № 3. — С. 46–53.
  14. Маяцкая И.Н. Эффективность и качество предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания населения // Проблемы экономики и юридической практики. — 2012. — № 2. — С. 231-234. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17712471
  15. Молчанова С.Ю., Усачева Е.А. Проблема оценки качества государственных социальных услуг // Научные труды северо-западного института управления РАНХИГС. — 2014. — № 1 (13). — С. 50-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24298077
  16. Романов П.В. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения: коллективная монография / П.В. Романов, Е. Ярская-Смирнова, Е. Чуева, Я. Крупец, Л. Чеглакова, В. Чепляев. — М.: Изд-во: МОНФ ЦСПГИ,  2007. — 234 с.: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25559145
  17. Романычев И.С. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник для бакалавров / И.С. Романычев, Н.Н. Стрельникова, Л.В. Топчий [и др.]. — 3-е изд., стер. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 184 с. ISBN 978-5-394-02023-0
  18. Савельева Е.А. Сущность и функции регламентации труда при переходе к цифровой экономике // Экономика труда. — 2018. — № 1. — С. 1-12. DOI: 10.18334/et.5.1.38886
  19. Шакирова А.Ф., Дёмкина Е.П. Концептуализация модели эффективности института социальной защиты населения (часть первая) // Народонаселение. 2021. Том. 24. — № 1. — С. 66-76. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2021.24.1.7

Библиографическая ссылка:

Шимановская Я.В. Подходы к оценке качества социальных услуг // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.34-45. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.04