ISSN 2409-7616

Джиоева Г.Х.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДВУЯЗЫЧИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.03

УДК 371

Джиоева Г.Х.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: dzhioeva_55@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования функционального двуязычия у младших школьников с применением национальных игр на примере поликультурного и полиэтнического региона – Республики Северная Осетия – Алания. Решение обозначенной проблемы существенно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе, так как игровая деятельность, которая для детей младшего школьного возраста недавно была еще ведущей формой деятельности, является важным стимулом познавательной активности, а также важнейшим средством оптимизации процесса развития у них функционального двуязычия, повышения качества фонематического и орфографического восприятия слова. Функциональное двуязычие в статье рассматривается как функционирование двух языков в пределах региона, области, государства; одновременное использование двух языков на индивидуальном или групповом уровнях.. Существенное значение дидактических игр с национальным компонентом в процессе развития функционального двуязычия подтверждается еще и тем, что они способствуют снятию напряжения и боязни, активизации мыслительной деятельности, развитию внимания, выработке эмоционального настроя при усвоении как письменной, так и устной речи. Младшие школьники с удовольствием выполняют любые задания, содержащие интересные для них сведения. Безусловно, в текстах, сопровождающих дидактическую игру, необходимо вести чередование разных по типу фрагментов: описание с элементами повествования, повествование с элементами описания, повествование с элементами рассуждения и т.д. Безусловно, нужно учитывать специфику национального языка, характер дидактической игры, ее соответствие возрастным особенностям обучающихся, и что особенно важно, дидактическая игра должна обладать огромным потенциалом для развития функционального двуязычия.

Ключевые слова: функциональное двуязычие, осетинский язык, русский язык, национальные игры, коммуникативные ситуации.

Литература:

  1. Абдуллина Ч.З. Об определении понятия «двуязычие» // Казанская наука. — 2020. —  № 9. — С. 77-79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44152854
  2. Абишев К.С. Национальные игры в системе образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2012. — № 7. — С. 72-74. . URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17889057
  3. Андросова Ю.В. Психолого-педагогическая модель формирования функционального двуязычия у детей младшего школьного возраста // Интернет-журнал Науковедение. — 2013. — № 6 (19). — С. 171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21405271 
  4. Васильев А.Д. Игры в слова: современные национальные загадки // Политическая лингвистика. — 2012. — № 1 (39). — С. 19-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17676159
  5. Дзаурова Р.А. Функциональные типы двуязычия // Матрица научного познания. — 2020. — № 1. — С. 106-110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42318776
  6. Егорычев А.М., Молдабекова С.К., Кретинин А.С. Билингвизм в контексте социальной педагогики // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3 (20). — С. 24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39135343
  7. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Возможности использования национальных игр в школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2021. — Т. 23, № 78. — С. 23-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46518246
  8. Зангиева М.Ж. Осетинские народные игры как средство комплексного воздействия на развитие двигательных качеств младших школьников // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2016. — Т. 8. № 1 (31). — С. 114-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25919863
  9. Зиновьева Т.И. Учебно-методическое сопровождение подготовки педагога в области начального языкового и литературного образования // Педагогическая риторика и речеведение в цифровую эпоху / Материалы XXIV: Международной научно-практической конференции. — Москва: ООО «Издательство ВВМ», 2021. — С. 125-131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27457012&pff=1
  10. Кольчикова Н.Л., Чебодаева Л.И. Формирование билингвальной языковой личности в образовательном процессе в национальной школе // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 5 (60). — С. 159-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27202062
  11. Лопсонова З.Б. Национально-русское двуязычие в дошкольных образовательных организациях республики Бурятия // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 6. — С. 78-85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28866122
  12. Мампория И.Ф. Личностно-деятельностный подход как основа билингвального обучения студентов-экономистов // Поволжский торгово-экономический журнал. — 2013. — № 2 (30). —  С. 96-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19000591
  13. Ушакова Е.В., Болгова М.Н. Обучение младших школьников-инофонов русскому языку. с чего начать? // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 1 (18). — С. 4. . URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292577
  14. Шелестюк Е.В., Ершова О.В. Лингвокогнитивный и социокультурный аспекты билингвизма // Вестник Челябинского государственного университета. — 2020. — № 7 (441). — С. 168-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44100878
  15. Ширин А.Г. Билингвизм: поиск подходов к исследованию в отечественной и зарубежной науке // Вестник Новгородского государственного университета. — 2006. — № 36. — С. 63-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15187837
  16. Яковлева Т.В. Формирование этнокультуроведческой компетенции младших школьников (на материале текста) // Международной научно-практической конференции. Москва: ООО «Издательство ВВМ», 2021. — С. 192-202. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27457221&pff=1

Библиографическая ссылка:

Джиоева Г.Х. Развитие функционального двуязычия у младших школьников средствами национальных игр // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.26-33. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.03