ISSN 2409-7616

Быкасова Л.В., Гармаш С.В., Панова В.А., Подберезный В.В., Самойлова А.Н.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА – ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД СОВРЕМЕННОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.38

УДК 378

Быкасова Л.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — E-mail:  moeve-25-moeve@yandex.ru, Гармаш С.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — E-mail: garmash@mail.ru, Панова В.А.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — E-mail: panval2008@gmail.com, Подберезный В.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — E-mail: podberes@mail.ru, Самойлова А.Н.2 (Таганрог, Россия) — E-mail: s_a_n_l@mail.ru

1Ростовский государственный экономический университет

2Южный Федеральный университет

Аннотация. Актуальность представленной статьи обусловлена повышенным вниманием российского правительства к вопросам образования, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в РФ, в которой образование определяется в качестве генерального направления экономического и социокультурного развития страны, в связи с чем проблема подготовки педагогических кадров рассматривается как стратегический ресурс Российской Федерации. Подготовка современного педагога изучается в триаде: как способ достижения целей национального развития молодежи; как новый тип субъект-субъектного взаимодействия; как подготовка педагогических кадров для научно-технологического развития страны. Авторы обращаются к рефлексии возрастающей роли подготовки педагогических кадров, что настоятельно требует ответа на такие проблемные вопросы, как наличие новых педагогических концепций, детерминирующих иные проекции развития образования; ранее неизвестного формата разработки профессиональных образовательных программ с учетом требований, предъявляемых к современному субъекту образования. Стратегические и тактические особенности организации процесса образования педагога в Российской Федерации рассматриваются в статье с позиции индуктивного подхода, что позволяет выявить современную модель подготовки педагога, основные сценарии развития событий и ведущие образовательные треки в профессиональном становлении учителя. Авторы ставят цель анализа проведенных экспертиз, включающих обобщение и систематизацию рефлексивных знаний о состоянии отечественной системы образования, тяготеющей к внедрению концепции сетевого университета в эпоху экстремальных явлений; о разворачивании и экспликации отдельных аспектов педагогической теории и практики; о выявление рисков, связанных с преодолением недостаточности и несистемности информации по исследуемой проблеме для последующей организации образования педагогов и непрерывного повышения педагогического мастерства субъекта на качественном уровне. Для достижения цели предполагается использование метода гуманитарной экспертизы имеющихся исследований в области образования, что поможет определить филогенетический код современности, стратегическую направленность человеческой деятельности в современном социуме, основные дискурсы подготовки педагогических кадров для отечественной школы.

Ключевые слова: сценарии развития событий, модель, образовательный трек, педагогическая практика, интервенции, педагогическое учреждение.

Литература

  1. Алексеева Л.В. Развитие навыков критического мышления студентов в медиа-среде // Медиаобразование. — 2021. — № 17 (2). — С. 189-200. DOI: 10.13187/me.2021.2.189
  2. Баринова Н.А., Карунас Е.В. Построение индивидуальной образовательной программы как следствие реализации ФГОС // Казанский педагогический журнал. — 2015.  — № 3(110). — С. 70-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23762490
  3. Белова Е.Н. Сетевое образовательное пространство профессионального развития // Открытое и дистанционное образование. — 2017. — № 1 (65). — С. 5-11. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=28824732
  4. Беловодская И.И. Современные тенденции по оптимизации и улучшению образовательного процесса в современных вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 3. — С. 179–183. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29916324
  5. Беляев Г.Ю., Беляева А.В. Развитие социальных практик взаимодействия организаций и учреждений образования с молодежными объединениями // Грани познания. — 2013. — № 4 (24). — С. 9-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20273753
  6. Березутский Ю.В., Байков Н.М. Государственная молодежная политика и ее роль в социальном развитии // Государственная служба. — 2020. — Т. 22, № 5 (127). — С. 12-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44672218
  7. Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Петрушенко С.А. Современная образовательная парадигма в формировании регионального образовательного кластера // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2017. — № 2 (77). — С. 130-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28963573
  8. Gibson D.,  Broadley T., Downie J.,  Wallet P. Evolving Learning Paradigms: Re-Setting Baselines and Collection Methods of Information and Communication Technology in Education Statistics // Educational Technology & Society. — 2018. — № 21 (2).  — P. 62–73.
  9. Голдин П.Ф. Воспитание как стратегический приоритет в системе духовной безопасности современной России // Культура: управление, экономика, право. — 2018. — № 3. — С. 10-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35421143
  10. Hall T., Connolly C., Ó Grádaigh S. Education in precarious times: a comparative study across six countries to identify design priorities for mobile learning in a pandemic // Information and Learning Science. — 2020. — Vol. 121, №. 5/6. — P. 433–442. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-04-2020-0089
  11. Егорова Е.В., Лопатухина Т.А. Смена образовательных парадигм в современном российском образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2017. — № 4 (181). — С. 118-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28872350
  12. Ермаков П.Н., Воробьева Е.В., Саакян О.С. Взаимосвязь между мотивацией достижения и темпераментом студентов-психологов с разными профилями латеральной организации // Психология в России. — 2015. — № 8 (1). — С. 32-42.  DOI: 10.11621/pir.2015.0104 
  13. Красильникова Т.В. Исследование конкурентной среды высшего образования (на примере рекламного образования) // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. — С. 357-371. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.28
  14. Kuznetsov N., Vovchenko N., Samoilov A. Reflection modulation in the media // Media Education. — 2018.  — № 1. — С.  39-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32581383
  15. Лубков А.В., Каракозов С.Д. Цифровое образование для цифровой экономики // Информатика и образование. — 2017. — № 8. — С. 3–6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30504059
  16. Мардахаев Л.В. Предметно-гносеологические основы социальной педагогики // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 12. — С. 244-249. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28121113
  17. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Развитие субъектного потенциала студентов в магистерском образовании // Казанский педагогический журнал. — 2018. — № 4 (129). — С. 76-80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35420949
  18. Полунина Л.И., Баудер Г.А., Татаринцев Е.О. Актуальные вопросы духовного воспитания молодежи // Научный альманах. — 2016. — № 10-2 (24). — С. 164-167. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27518151
  19. Сажина К.П. Организационная культура образовательной организации как фактор развития личностной эффективности педагогов // Вестник ТОГИРРО. — 2016. — № 2 (34). — С. 55-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26643125
  20. Сериков В.В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества // Образование и наука. — 2015, № 7 (126). — С. 4-23. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-4-23
  21. Twissell A. Modelling and Simulating Electronics Knowledge: Conceptual Understanding and Learning through Active Agency // Educational Technology & Society.-2018. -№ 21. — P. 111–123.
  22. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник МГУ. — 2018. — № 3. — С. 25-36. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-25-36
  23. Волков А. В., Волкова С. В. Homo educationandus в зеркале философской антропологии // Перспективы науки и образования. — 2020. — № 6 (48). — С. 22-30. DOI: 10.32744/pse.2020.6.2

Библиографическая ссылка:

Быкасова Л.В., Гармаш С.В., Панова В.А., Подберезный В.В., Самойлова А.Н. Подготовка педагога – филогенетический код современности // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 471-483. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.38