ISSN 2409-7616

Дронова Н.А.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ СООБЩЕСТВ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.36

УДК 37.013.21

Дронова Н.А.1 (Ставрополь, Россия) — E-mail: dronowanatalia@yandex.ru

1Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация.В статье исследуются возможности виртуальной образовательной среды, а именно социально-коммуникативных сообществ. Это быстроразвивающаяся, многоступенчатая система, которая объединяет в себе важные дидактические, технологические и педагогические параметры виртуальной образовательной среды (инновационные и традиционные технологии; информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы; современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации). Выделяются различные социально-коммуникативные сообщества, способные стимулировать развитие многих компетенций в формировании школьников как гармонически развитой личности, отвечающей запросам современного общества. Такие социально-коммуникативные сообщества выполняют множество функций, среди которых особенно выделяется развитие исследовательской деятельности, получившей особое внимание и актуальность в настоящее время в связи с требованиями ФГОС и, как следствие, изменением роли учителя в современном образовательном процессе школы. В работе анализируются пути внедрения в образовательный процесс таких социально-коммуникативных сообществ, как Instagram, ВКонтакте, Facebook, некоторых сообществ на базе перечисленных социальных сетей, например, Arzamas.academy, а также сайтов с определенной предметной направленностью, например, Scratch, виртуальных музеев, Использование подобных ресурсов видится перспективным потому, что школьникам гораздо проще и интереснее усваивать новые знания при помощи уже знакомых им инструментов, которые в процессе обучения приобретают интерактивный характер. Обращение к подобным социально-коммуникативным сообществам позволит решить ряд проблем (коммуникация с учителем, вовлеченность в исследовательскую деятельность, соответствие современности, развитие навыков самостоятельной работы во внеурочной деятельности), возникших в ходе проведения образовательного процесса.

Ключевые слова: социально-коммуникативные сообщества, исследовательская активность, виртуальная среда, образовательный процесс, школьное образование, воспитание, социальные сети, исследовательская деятельность, образовательные возможности, социально-коммуникативное развитие.

Литература:

  1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2018. — №14. — С. 5-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36678329
  2. Донгаузер Е.В. Методы развития общеучебных умений у младших школьников в исследовательской деятельности // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. — 2020. — №1. — С. 17-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42576694
  3. Зимовина О.А. Виртуальная среда и ее воспитательные возможности // Вестник университета российской академии образования. — 2017. — №3. — С. 51-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30450967
  4. Кувина А.С. Теоретические аспекты применения виртуальной образовательной среды в обучении // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. –- 2015. — № 1(3). — С. 103-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24890320
  5. Стриженко А.А. Виртуальные сообщества как участники компьютерно-опосредованной коммуникации // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — №3 (22). — С. 67-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15229239
  6. Barbieri L., Bruno F., Muzzupappa M. Virtual museum system evaluation through user studies // Journal of Cultural Heritage. — 2017. — Vol. 26. — P. 101-108. DOI: https://doi.org/10.1016/j.culher.2017.02.005
  7. Brailas A., Koskinas K., Dafermos M., Alexias G. Wikipedia in Education: Acculturation and learning in virtual communities // Learning, Culture and Social Interaction. -2015. — Vol. 7. — P. 59-70. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2015.07.002   
  8. Calvert J., Abadia R. Impact of immersing university and high school students in educational linear narratives using virtual reality technology // Computers and Education.  — 2020. — Vol. 159. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104005
  9. Doumanis I., Economou D., Gavin Robert Sim, Porter S. The impact of multimodal collaborative virtual environments on learning: A gamified online debate // Computers & Education. — 2019. — Vol. 130. — P. 121-138. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.09.017
  10. Issa T., Sulaiman Ghazi B. Alqahtani, Al-Oqily I., Sehnaz Baltaci Goktalay, Köse U., Issa T., Bilal Abu Salih, Waleed Khalid Almufaraj. Use of social networking in the Middle East: student perspectives in higher education // Heliyon. — 2021. — Vol. 7, Issue 4. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e06676
  11. Işık F. Comparison of the Use of Social Network in Education between North and South Cyprus // Procedia – Social and Behavioral Sciences. — 2013. — Vol. 103. — P. 210-219. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.328
  12. Lee H., T.H. Jung, Dieck M.C, Chungc N. Experiencing immersive virtual reality in museums // Information & Management. — 2020. — Vol. 57. DOI: https://doi.org/10.1016/j.im.2019.103229
  13. Scrofani L., Ruggiero L. Museum networks in the Mediterranean area: Real and virtual opportunities // Journal of Cultural Heritage. — 2013. — Vol.14. — P. S75-S79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.culher.2012.11.016
  14. Stevic A., Matthes J. A vicious circle between children’s non-communicative smartphone use and loneliness: Parents cannot do much about it // Telematics and Informatics. — 2021. — Vol. 64. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2021.101677
  15. Williams K.E., So K.-T., Siu T.-S.C. A randomized controlled trial of the effects of parental involvement in supported playgroup on parenting stress and toddler social-communicative behavior // Children and Youth Services Review. — 2020. — Vol. 118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105364

Библиографическая ссылка:

Дронова Н.А. Роль социально-коммуникативных сообществ в развитии исследовательской активности школьников в виртуальной образовательной среде // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 450-459. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.36