ISSN 2409-7616

Кудрявцева Е.Ю., Кергилова Н.В., Сазонова О.К.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.34

УДК 376.7

Кудрявцева Е.Ю.1 (Горно-Алтайск, Россия) — E-mail: ekudris@mail.ru, Кергилова Н.В.1 (Горно-Алтайск, Россия) — E-mail: kergilova@mail.ru, Сазонова О.К.1 (Горно-Алтайск, Россия) — E-mail: sazonova_03@mail.ru

1Горно-Алтайский государственный университет

Аннотация. Ситуация культурного многообразия сегодня обусловливает усиление этнокультурной направленности обучения и воспитания при возрастании роли родных языков как хранителей этнических ценностей, транслятора культуры. Активно происходят миграционные процессы, что приводит к увеличению в образовательных учреждениях детей из двуязычных семей, не владеющих или плохо владеющих русским языком. Возникают языковые и психологические проблемы для них и их родителей. Авторами рассматривается проблема организации образовательной среды, направленной на подготовку педагогов к работе с детьми-мигрантами в условиях современного поликультурного пространства Цель исследования — организация образовательного процесса по подготовке педагогов к работе с детьми-мигрантами в условиях современного поликультурного пространства. Методология исследования основана на теоретическом анализе результатов научных работ, в которых представлены основные положения об организации образовательного процесса по подготовке педагогов к работе с детьми-мигрантами, а также сбор эмпирических данных методом анкетирования педагогов общеобразовательных организаций города Горно-Алтайска, который проводился с марта по октябрь 2018-2020 гг. В результате проведенного исследования авторы пришли к пониманию необходимости эту работу продолжить и расширить, акцентируя внимание на проблемах подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами в условиях современного поликультурного пространства. Считаем, что данную проблему может решить комплексная программа социально-педагогических и социально-психологических мер, ориентированная на организацию общения и взаимодействия указанной категории детей в образовательном пространстве, их интеграцию в поликультурное пространство, с учетом индивидуальных особенностей и национальной идентичности.

Ключевые слова: образовательный процесс; подготовка педагогов; дети-мигранты; поликультурное пространство; общеобразовательная организация.

Литература:

  1. Афонин, М.В. К вопросу о некоторых тенденциях трудовой миграции в Российской Федерации // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. — 2013. — № 3. — С. 103-107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19109560     
  2. Гукаленко О.В., Ткач Л.Т. Организационные формы реализации поликультурного содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2021. — № 4 (77). — С. 99-106 URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46410453  
  3.  Данг Тхи Ким Лиен. Особенности социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — №105. — С. 79-82. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=12226772
  4.    Джуринский А.Н. Вызовы многонационального социума и генезис идей мульти-поликультурного образования // Педагогика и психология. — 2011. — № 2 (7). — С. 6-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26115327
  5. Дюжакова М.В. Из опыта подготовки учителей к работе с детьми-мигрантами в США // Психология развития. — 2013. — №3. — С. 327-332. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2102999
  6. Доленговская И.А.  Текстоориентированный подход при обучении русскому языку как иностранному детей-мигрантов и детей, проживающих в поликультурной среде // Студенческий. — 2021. — №  24-2 (152). — С. 29-32 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46403911   
  7. Егорычев А.М., Ростовская Т.К..  Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. — С. 55-64.  URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45645416        
  8. Ильина Т.Б. Подготовка педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании // Педагогическое образование в России. — 2017. — №12. — C. 158-162. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32297859
  9. Касенова, Н.Н., Кергилова, Н.В., Егорычев, А.М. Адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции в российское общество // ВЕСТНИК Новосибирского государственного педагогического университета. — 2017. — Том 7. — № 6. — С. 101-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30794031
  10. Кудрявцева Е.Ю., Алмазова К.А. Социальная адаптация иностранных студентов в образовательной среде вуза (на примере Горно-Алтайского государственного университета) // Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества/ Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников.  — Ставрополь: Северо-Кавказский социальный институт, 2017. С. 640-644. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30055505
  11. Курбатов Р.И. Перелетные дети. Как учить детей мигрантов? // Директор школы. – 2020. — № 3 (246). — С. 19-28 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42905738
  12. Сазонова О.К., Чистякова, В.А. Костюнина, А.А. Возможности образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов // Мир науки, культуры, образования. — 2016. —  № 5 (60). — С. 157-158 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27202061
  13. Старовойтова Л.И., Дирксен Н.В. Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации детей-мигрантов в российских школах // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. — С.99-110. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45645420
  14. Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов – будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2013. — №1. — C.50-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19413924
  15. Хамраева, Е.А. Русский, родной и иностранный языки в образовательном пространстве ребенка-билингва в России // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. — 2016. — № 5. — С. 2128-2133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28384375  
  16. Bingöl A. S. Mother Tongue Instruction Policies towards Turkish Migrant Children in Europe // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2013. — Vol. 70. — P.1016-1023. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.01.153
  17. Qian H., Walker A.  The education of migrant children in Shanghai: The battle for equity // International Journal of Educational Development. — 2015. — Vol. 44. — P. 74-81. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2015.07.009
  18. Maluch J.T.,  Neumann M., Kempert S.  Bilingualism as a resource for foreign language learning of language minority students? Empirical evidence from a longitudinal study during primary and secondary school in Germany // Learning and Individual Differences. — 2016. — Vol. 51. — P. 111-118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2016.09.001 
  19. Machovcová K. Czech elementary school teachers’ implicit expectations from migrant children // International Journal of Educational Development. — 2017. — Vol. 53. — P.  92-100. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2016.12.006
  20. Kempf F. School choice and the children of migrants: unveiling everyday migrantophobia in Moscow // Laboratorium: Журнал Социальных Исследований. — 2020. — № 1.  — С. 127-151 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42857654

Библиографическая ссылка:

Кудрявцева Е.Ю., Кергилова Н.В., Сазонова О.К. Организация образовательного процесса по подготовке педагогов к работе с детьми-мигрантами в условиях современного поликультурного пространства // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 425-436. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.34