ISSN 2409-7616

Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л.

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙНО-ЦЕННОСТНЫХ И НАУЧНЫХ ОСНОВ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.12

УДК 37.017.4

Лопуха А.Д.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: lopoukha@yandex.ru, Лопуха Т.Л.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: lopoukha@yandex.ru

1Новосибирское высшее военное училище

Аннотация. В статье анализируется сущность и средства ведения «гибридной войны», которые предъявляют новые требования к российской системе военного образования. Основные удары геополитическими противниками России в новых условиях наносятся прежде всего в сфере общественного сознания. Изменив его, как показывает опыт разрушения СССР, можно победить без «горячего» этапа войны. В современных условиях возрастает роль системы образования, как института воспитания новых поколений, способных ответить на вызовы XXI века. Сделать это в условиях, когда возможности педагогической науки серьезно подорваны в ходе либеральных реформ достаточно сложно. В настоящее время в Вооруженных силах РФ созданы военно-политические органы, организующие военно-политическое воспитание военнослужащих, проводится работа по созданию в военных вузах кафедр для подготовки офицеров к ведению военно-политической работы. Особенно значимыми для их успешной деятельности являются формирование идейно-ценностных основ. В статье предлагаются возможные пути решения этой проблемы. Авторы глубоко убеждены, что формирование идейно-ценностных и научных основ национальной системы военного образования в современной России, в сложной мировой политической обстановке, требует, прежде всего, привлечения к этой важной работе широких кругов российской научной общественности и опытных педагогов практиков. Её руководством должны заняться научные структуры Министерства обороны Российской Федерации, включая Главное управление боевой подготовки и Главное военно-политическое управление. Сама работа должна носить системный, комплексный и целенаправленный характер.

Ключевые слова: идейно-ценностные основы, научные основы, военное образование, гибридная война.

Литература:

  1. Драгомиров М.Н. Избранные труды. — М.: Воениздат, 1956. — 690 с.
  2. Зарудницкий В.Б. Характер и содержание военных конфликтов в современных условиях и обозримой перспективе // Военная Мысль. — 2021. — № 1. — С. 34-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44626026
  3. Зиновьев А.А. Русская трагедия: Гибель утопии. — М.: ЭКСМО, 2003. — 508 с.  ISBN 5-699-04411-6
  4. Злобин В.А., Корольков А.И., Мете-лев Д.Н. Классификация и оценка асимметричных угроз стационарным потенциально опасным объектам // Военная Мысль. — 2021. — № 1. — С. 85-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44626031
  5. Лопуха А.Д. Мировое государство и глобализация // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2019. — № 3 (20). — С. 18-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41759061
  6. Лопуха Т.Л. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на традициях российского офицерства: монография. — Новосибирск: НВВКУ, 2018. — 232 с.  ISBN: 978-5-9500867-3-1
  7. Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. — М.: Кучково поле, 2018. — 832 с.  ISBN 978-5-9950-0722-7
  8. Сержантов А.В. Трансформация содержания войны: от прошлого к современному // Военная мысль. — 2021. — № 1. — С. 45-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44626027
  9. Керсновский А.А. История русской армии в 4 томах. Т. 1. — М.: Голос, 1999. — 302 с. ISBN 5-7055-0864-6
  10. Кулиева Р.Г., Фролова В.В., Годовых О.В. Что показало исследование инновационные методы обучения и инструментарий системы подготовки специалистов в сфере информационной безопасности // Вестник военного образования. — 2021. — № 3 (30). — С. 47-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46149353
  11. Метров О. Концепции применения вооруженных сил США в многосферных операциях // Зарубежное военное обозрение. — 2019. — № 10. — С. 3-8.
  12. Михайлов Д.В. Война будущего: возможный порядок нанесения удара средствами воздушного нападения США в многосферной операции на рубеже 2025–2030 годов // Воздушно-космические силы. Теория и практика. — 2019. — № 12. — С. 44–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41860317
  13. Пель В.С., Турченко В.Н., Шматков Р.Н., Чернов Д.В. Философско-методологические основы образовательных инноваций в условиях глобализации: монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. — 284 с.  ISBN 978-5-00023-164-7
  14. Перекрестов С.А., Чернышов В.И. Реагировать оперативно и адекватно информационная безопасность военного специалиста // Вестник военного образования. — 2021. -№ 3 (30). — С. 16-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46149347
  15. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: коллективная монография // Егорычев А.М., Фомина С.Н., Ростовская Т.К., Мардахаев Л.В., Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  16. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Издательство РГСУ, 2020. — 378 с.  ISBN: 978-5-7139-1404-2
  17. Стучинский В.И., Корольков М.В. Обоснование боевого применения авиации для срыва интегрированного массированного воздушного удара в многосферной операции противника // Воздушно-космические силы. Теория и практика. — 2020. — № 16. — С. 29-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44429057
  18. Хомутов А.В. О противодействии противнику в условиях ведения им «многосферных операций» // Военная мысль. — 2021. — № 5. — С. 27-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46216598
  19. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в системе непрерывного образования. — М.: СГА, 2009. — 283 с.  ISBN 978-5-8323-0634-6

Библиографическая ссылка:

Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л. Формирование идейно-ценностных и научных основ военного образования России // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 137-148. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.12