ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Казакова Е.В.

ДЕТИ МИГРАНТОВ (УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) И ХАРАКТЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ АДАПТАЦИИ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.10

УДК 37.06

Егорычев А.М.1 (Москва, Россия) — E-mail: chelovekcap@mail.ru, Казакова Е.В.2 (Новосибирск, Россия) — E-mail: elekta@nxt.ru

1Российский государственный социальный университет

2Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-аналитического анализа проблемы адаптации детей-мигрантов к новым для них условиям русскоязычной школы. Практика начальной школы, результаты отечественных психологических, педагогических, социально-педагогических исследований вопросов адаптации младших школьников – детей мигрантов к русскоязычной школе свидетельствуют об актуальности данной проблемы, как для самих иноэтничных младших школьников, так и для всего российского педагогического сообщества, в целом для российского государства. Цель настоящей статьи – выяснить сложившееся в отечественной научной литературе отношение к проблеме адаптации детей мигрантов к русскоязычной школе. Основные задачи исследования состояли в том, чтобы на основе анализа научной литературы, включая наблюдения за процессом обучения и воспитания младших школьников – детей мигрантов, а также обязательное обсуждение вопросов, касающихся настоящей проблемы с учителями начальных классов, выявить и описать существующие проблемы адаптации иноязычных учащихся к русскоязычной школе, выработать авторскую позицию по их решению. Результаты проведенного исследования показали, что проблема социальной адаптации детей мигрантов к новой для них школьной среде, с одной стороны – сложная и противоречивая, с другой – вполне решаемая при обязательном согласовании действий всех участников образовательного процесса (родителей и их детей, педагогического коллектива школы, других заинтересованных лиц и организаций).

Ключевые слова: дети мигрантов, иноэтничные младшие школьники, начальная школа, адаптация, проблемы адаптации младших школьников.Л

Литература:

  1. Боярский П.В. Положение и права мигрантов в сфере школьного образования в России // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 247-253.  
  2. Гукаленко О.В., Бондаревская Е.В. Педагогические основы межкультурного общения: учебное пособие. — Тирасполь: Изд-во: Ростовский государственный педагогический университет, 2000. — 80 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35364166
  3. Деминцева Е.Б. Дети мигрантов в школах Томска и Иркутска: проблемы адаптации и меры включения в школьное пространство // Журнал исследований социальной политики. — 2020. — Т. 18, № 4. — С. 673-688. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-4-673-688
  4. Дудко С.А. О современных проблемах обучения детей мигрантов русскому языку // Школьные технологии. — 2016. — № 3. — С. 3-6. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=26747449
  5. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Актуальные проблемы обучения детей мигрантов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2012. — № 2 (17). — С. 9-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17774749
  6. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как социально-педагогическая проблема // Педагогический журнал Башкортостана. — 2013. — № 2 (45). — С. 35-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20210295
  7. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. — 2013. — № 2 (346). — С. 80-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18863684
  8. Зимакова Л.Н. Модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов (на начальном этапе обучения) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — №8. — С. 195-198. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21971488
  9. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н., Евсеева И.Г., Никитский М.В. Особенности правового положения несовершеннолетних мигрантов в России // Вестник экономической безопасности. — 2019. — № 4. — С. 30-35.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42477759
  10. Иванова Г.П., Стецевич М.Ю., Ширкова Н.Н. Проблема адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении: результаты теоретического и эмпирического исследования // Социальные отношения. 2018. Т. 25. — № 2. — С. 106-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35090354
  11. Кириченко С.Н. Этнокультурный диалог в образовательном процессе // Дополнительное образование. — 2002. — № 3. — С. 32-40.
  12. Кононов Л.А., Леденева В.Ю. Адаптация и интеграция международных мигрантов: теоретико-методологические проблемы // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 4. — С. 103-112. URL: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-4-103-112
  13. Константинов В.В. Социально-психологические характеристики адаптации мигрантов в современных условиях: монография. — Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. — 187 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20091806
  14. Кукушин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: учебное пособие. — Ростов-на Дону: ГинГо, 2002. — 404 с.
  15. Куприна Т.В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. — 2017. — № 9. — С. 65-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32542799
  16. Леденева В.Ю., Кононов Л.А. Государственное и муниципальное регулирование процессов адаптации и интеграции мигрантов в современной России: монография. – Москва: РУДН, 2021. — 296 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44723833
  17. Макаров А.Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах // Социологические исследования. — 2010. — № 8 (316). — С. 94-101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15138239
  18. Мардахаев Л.В. Адаптация и дизадаптация человека: социально-педагогический аспект (лекция) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2016. — Т.16, № 2. — С. 122-131. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26620829
  19. Омельченко Е.А. Адаптация и интеграция иноэтничных мигрантов: проблема определения понятий в современных исследованиях // Современное образование: векторы развития. Инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин: матер. IV Международной конф. / под общей ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. — М.: МПГУ, 2019. — С. 259-274. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41229909
  20. Омельченко Е.А. Социально-культурная адаптация детей из семей мигрантов в школе: методика исследования и пути решения проблемы // Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: сборник научных статей. — Томск: Изд-во: НИТГУ, 2015. — С. 249-260. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25891612
  21. Рязанцев С.В., Леденева В.Ю. Интеграция иммигрантов в условиях этнодемографических трансформаций регионов России // Вопросы национальных и федеративных отношений. — 2020. — Т. 10, № 12(69). — С. 2850-2858. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44483662
  22. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.  ISBN 5-201-02323-1
  23. Суровцова Е.И. Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в школе // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 12. — С. 184-188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23460825
  24. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. серия 5: История. реферативный журнал. — 1999. — № 1. — С. 153-155.
  25. Суслова Т.Ф., Комарова Н.М., Грибкова С.В. Оценка этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов специалистами социальных организаций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2019. — № 1. — С. 50-65. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-50-65
  26. Тесленко В.И. Тржебятовская Н.М. Проблемы обучения детей-мигрантов в современной российской школе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2018. — № 4 (46). — С. 6-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36634884

Библиографическая ссылка:

Егорычев А.М., Казакова Е.В. Дети мигрантов (уровень начального образования) и характерные проблемы их адаптации в русскоязычной школе // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 114-127. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.10