ISSN 2409-7616

Адельмурзина И.Ф., Галиев К.М., Лешан И.Ю., Файрузов И.И., Хизбуллина Р.З.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ В ОСЕННЕЕ ВРЕМЯ ГОДА СО ШКОЛЬНИКАМИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.03

УДК 372.8

Адельмурзина И.Ф.1 (Уфа, Россия) — E-mail: adelmur@mail.ru, Галиев К.М.1 (Уфа, Россия) — E-mail: callwhile@gmail.com, Лешан И.Ю.1 (Уфа, Россия) — E-mail: irina-le12@yandex.ru, Файрузов И.И.1 (Уфа, Россия) — E-mail: il.fayruzov@gmail.com, Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — E-mail: hizbullina@yandex.ru

Аннотация. Фенологические наблюдения в природе позволяют учителю подвести детей к выводу, что постепенное изменение внешних условий (высота стояния солнца над горизонтом, долгота дня, температура воздуха, состояние воды, почвы) ведет к изменениям в жизни растений (листопад, распускание листьев, цветение, плодоношение и т.д.) и животных (линька, спячка, рождение детенышей и т.д.) в зависимости от времени года. Понимание тесной взаимосвязи организма и среды позволит в дальнейшем перейти к изучению многообразия видов живых организмов и особенностей их развития. Любознательность детей во время проведения фенологических наблюдений в природе проявляется во множестве вопросов, которые возникают у детей. В статье так же отмечается, что рассматривая природу как единое целое, как сложную систему с ее многочисленными связями, учитель руководствуется экологическими подходами, в основе которых лежит положение о взаимодействии человека с природой. Для формирования экологического мировоззрения детей необходимо постоянно наблюдать за множеством проявлений и изменений в природе. В статье дается материал организации фенологических наблюдений в природе в осеннее время года.В результате фенологических наблюдений в природе у детей формируются умения обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связных рассказов, художественной игровой и трудовой деятельности. Под влиянием впечатлений существенно меняется и отношение к природе. Познать предмет, явления природы, понять связь между ними, гармонично сосуществовать с природой и психологически быть готовым сберечь природные ценности везде, всегда и в любое время года – это основная содержательная идея данной статьи.

Ключевые слова: фенологические наблюдения, времена года, осень, экологическое образование, межпредметные связи, естественнонаучные дисциплины.

Литература:

  1. Ахметгареева Э.В., Латыпова З.Б., Сафиуллина И.С., Стулин Д.С. Учебная экологическая тропа: история, виды, назначение и примеры использования // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. — С. 422-434. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.40
  2. Ашырова М.Г. Проблемы и необходимость экологического воспитания и образования детей; цели экологического воспитания // В сборнике: Инновационные механизмы решения проблем научного развития сборник статей МНПК: в 4 частях. — Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. — С. 35-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27606989
  3. Блинова В.А., Оспищева Г.Д. Экологическое воспитание в детском саду в соответствии с ФГОС (из опыта работы по экологическому воспитанию) // Человек как предмет междисциплинарных исследований: Материалы Международной научной конференции. — Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2016. — С. 10-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28330898
  4. Бушинова О.Г. Пропедевтика знаний учащихся начальных классов о фенологических явлениях в природе. / Сборник статей международной научно-практической конференции. Выпуск 15 (2), Санкт-Петербург / под ред. Проф. Н.Д. Андреевой. – СПб.: «Свое издательство», 2017. — С. 50-52. ISBN 978-5-4386-1175-2
  5. Власова О.Ю. Методы и приёмы осуществления краеведческого аспекта в преподавании географии // Ступень в педагогическую науку. Материалы V Международного форума работников образования. — М.: Спутник Плюс, 2014. — С. 87-90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23229517
  6. Горленко Л.М. Организация исследовательской деятельности учащихся городских школ // Биология в школе. — 2009. — №9. — С. 19-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12910009
  7. Дзакаева З.А. Экология города в школе — основа регионального компонента экологического образования // В сборнике: Актуальные проблемы биологии и экологии Материалы международной заочной научно-практической конференции. — Махачкала: ИП Овчинников Михаил Артурович, 2017. — С. 393-396. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32655836
  8. Ибрагимова З.Ф., Костромина Д. А., Сайфуллин И.Ю [и др.] Организация природоведческих экскурсий для сбора цифрового гербария //  Астраханский вестник экологического образования. — 2021. — № 2(62). — С. 155-156. DOI: 10.36698/2304-5957-2021-2-155-165
  9. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования школьников. 2-е изд.-  М.: ТЦ Сфера, 2009. — 80 с.
  10. Исломова Ш.С. Основные задачи повышения качества и эффективности обучения географии в школе // Мировая наука. — 2020. — №8 (41). — С. 74-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43939982
  11. Каримуллина М.К. Экологическое воспитание дошкольников, воспитание дошкольников старшего возраста // Трибуна ученого. — 2020. — № 5. — С. 490-495. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42929745
  12. Котелкова Н.В. Опыт формирования экологической компетентности школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. — Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2017. — С. 132-135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30697209&pff=1
  13. Мирнова М.Н. Состояние экологического образования на современном этапе модернизации школьного образования // В сборнике: Экологическое образование и экологическая культура: современное состояние, проблемы и перспективы Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Отв. ред. Разаханова В.П. — Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2017. — С. 11-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32513762
  14. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования. // Экология и жизнь. — 2010. — № 8. — С. 4-6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15532613
  15. Самигуллина Г.С. Непрерывное экологическое образование и воспитание // География и экология в школе ХХI века. — 2020. — № 10. — С. 48-60.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44335267
  16. Спицына Т.А., Птюшкина Т.В. Организация экологической тропы как важное направление в изучении природного наследия // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2017. — С. 260-264.  ISBN 978-5-8064-2424-3
  17. Цагараева Е. Ф., Оказова З. П., Айдамирова М. А. Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности // АНИ: педагогика и психология. — 2018. — №4 (25). — С. 228-230. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36745393
  18. Цагараева Е.Ф. О формировании экологических знаний при изучении зоологии // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — Т. 7, № 3 (24). — С. 320-322. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36238000

Библиографическая ссылка:

Адельмурзина И.Ф., Галиев К.М., Лешан И.Ю., Файрузов И.И., Хизбуллина Р.З. Особенности проведения фенологических наблюдений в природе в осеннее время года со школьниками // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 35-47. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.03