ISSN 2409-7616

Хан Р.С., Коневец Д.А.

УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.43

УДК 339.1

Хан Р.С.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — E-mail: primery@rambler.ru, Коневец Д.А.1 (Ростов-на-Дону, Россия)- E-mail: dima_konevec1@mail.ru

1Донской государственный технический университет

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения эффективности деятельности предприятия строительной отрасли на основе ее предварительной оценки. Ужесточающиеся условия хозяйствования на строительном рынке ведут к необходимости поиска адекватных инструментов повышения эффективности деятельности строительных предприятий. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия требует, прежде всего, адекватной оценки существующей эффективности.  Существует значительное количество подходов к оценке эффективности деятельности предприятия на рынке, однако практически все они основываются на экономических показателях. Целью исследования является разработка подхода к управлению эффективностью деятельностью строительного предприятия на основе ее поэтапной оценки. Процесс управления эффективностью деятельности предприятия рассматривается как совокупность этапов, предусматривающих как проведение оценочных мероприятий, так и выработку стратегических решений по повышению эффективности функционирования строительной организации на рынке. В статье сделана попытка показать возможности оценки эффективности деятельности строительного предприятия с помощью маркетинговых характеристик, для чего предложена соответствующая система показателей. Предлагаемая система оценки позволяет оценить эффективность деятельности предприятия  не только по формальным экономическим показателям, но учесть сложившуюся ситуацию на рынке и позицию, занимаемую предприятием на нем, через призму комплекса маркетинга, характерного для предприятий строительной отрасли. Проведение оценки эффективности деятельности предприятия по предлагаемой методике является одним из логических этапов процесса управления эффективностью деятельности  строительного предприятия на основе маркетингового инструментария, базовая модель которого также предлагается в статье. Предлагаемая модель прошла апробацию на строительных предприятиях Ростовской области и показала высокую степень своей эффективности. Универсальность предлагаемого подхода заключается в том, что используемая система показателей может быть адаптирована под предприятия любой отрасли и сферы деятельности, что позволит применять его в широком экономическом пространстве.

Ключевые слова: эффективность деятельности, маркетинг строительной организации, повышение эффективности, экономическая эффективность, модель эффективности

Литература:

  1. Акимова А.А. Особенности оценки эффективности строительных организаций // Инновации и инвестиции. — 2016. — №11. — С.128-130.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41520395
  2. Воронина Н.А., Даньшина В.В., Жулина Е.Г., Кузнецова И.В. Эффективность предприятий строительной отрасли в условиях ограничений рыночной экономики // Вестник СГСЭУ. — 2018. — №2 (71). — С. 52-56.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34909075
  3. Дубино Н.В., Степанова Т.А. Организационно-экономический механизм оценки конкурентоспособности предприятий строительной отрасли //Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2018. — №1 (8). — С.46-59. DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-1-46-59
  4. Князева Е.В., Шаповал Е.В. Эффективность деятельности предприятия и факторы, влияющие на нее // Вестник университета. — 2018. — № 2. — С.112-115. DOI: http://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-2-112-115
  5. Леонтьева М.В., Леонтьева М.К. Функционирование организаций в условиях турбулентнности экономики // Дискуссия. — 2018. — №2 (87) — С.59-63.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37205113
  6. Манукян Д.Д. Анализ современных тенденций маркетинга в строительной отрасли // Вестник университета. — 2017. — №5 — С.40-43.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29274517
  7. Мухаррамова Э.Р. Оценка эффективности деятельности строительного предприятия с целью максимального использования имеющихся ресурсов // Российское предпринимательство. — 2015. — № 16(16). — С. 2635-2650.  DOI: https://doi.org/10.18334/rp.16.16.619
  8. Щетинина Е.Д., Дубино Н.В. Сбалансированная система показателей как основа управления конкурентоспособностью строительных предприятий региона // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. — 2017. — №11 — С.218-225. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5a001ac85c0583.51773455
  9. Ding A.W., Li Sh. National response strategies and marketing innovations during the COVID-19 pandemic // Business Horizons. — 2021. — Vol.4, Issue 2. — P. 295-306.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.bushor.2020.12.005
  10. Elsayegh A., Dagli C.H., El-Adaway I.H.  An Agent-based Model to Study Competitive Construction Bidding and the Winner’s Curse // Procedia Computer Science. — 2020. — Vol. 168. — P.147–153. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.02.278
  11. Kedir F., Hall D.M. Resource efficiency in industrialized housing construction. A systematic review of current performance and future opportunities // Journal of Cleaner Production. — 2021. — Vol. 286. — Article 125443 DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020.125443
  12. Khan R.S., Surkov V.V., Olatalo O.A. Fedosenko A.A. Construction enterprises’ marketing activities in the economic turbulence period // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering — 2020. —  Vol. 913, Issue 5. — Article 052013. DOI: https://doi.org/10.1088/1757-899X/913/5/052013
  13. Manking M. Great companies obsess over productivity, not efficiency [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. — 2017. — № 1.  URL: https://hbr.org/2017/03/greatcompanies-obsess-over-productivity-not-efficiency (дата обращения 11.05.2021)
  14. Morrish S.C., Jones R.  Post-disaster business recovery: An entrepreneurial marketing perspective // Journal of Business Research. — 2020. — Vol.113. — P. 83-92.  DOI:https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.03.041
  15. Terenina I.V., Ovanesyan N.M., Khan R.S., Fedosenko A.A. Marketing Activity in the Context of the Digital Economy // International Journal of Economics and Business Administration. — 2019. — Vol.7. —  P. 16-25.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41403453

Библиографическая ссылка:

Хан Р.С., Коневец Д.А. Управление эффективностью деятельности строительного предприятия на основе маркетингового подхода // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С. 461-472. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.43