ISSN 2409-7616

Ахметгареева Э.В., Латыпова З.Б., Сафиуллина И.С., Стулин Д.С.

УЧЕБНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА: ИСТОРИЯ, ВИДЫ, НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.40

УДК 372.891

Ахметгареева Э.В.1 (Уфа, Россия) — E-mail: akhmetgareeva.elvira@mail.ru, Латыпова З.Б.2 (Уфа, Россия) — E-mail: zakira_latypova@mail.ru, Сафиуллина И.С.1 (Уфа, Россия) — E-mail: indira.dautova@mail.ru, Стулин Д.С.3 (Уфа, Россия) — E-mail: d.stulin@yandex.ru 

1Башкирский государственный университет

2Башкирский государственный педагогический университет

3Лицей № 42

Аннотация. Сегодня возникают объективные предпосылки изучения экологических проблем в школьном курсе географии с целью формирования социально активной личности, умеющей прогнозировать свои действия, оценивать последствия своих взаимоотношений с окружающей средой, так как изучение экологических проблем является необходимым условием для решения противоречий в системе «человек – природа – общество». В данной статье рассматривается методика формирования географических знаний на экологической тропе, показываются научные, психолого-педагогические и методические аспекты изучения географии на экологической тропе, также проведен анализ материалов по работе на экологических тропах, функционирующих в Республике Башкортостан, обосновывается краеведческий подход в изучении географических вопросов на экологической тропе, рассматривается система изучения данных проблем и формы реализации в курсе географии средней общеобразовательной школы. Формируемые эколого-географические знания у школьников на учебной экологической тропе структурированы в виде таблицы. Предложены методические рекомендации для изучения географических вопросов школьной программы на экологической тропе. Отмечается, что создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом, они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека. Решить данную проблему поможет разработка и использование в процессе обучения учебных троп природы. Предложенные методические рекомендации изучения географических вопросов на экологической тропе, позволят изучать экологическое состояние своего региона, дать оценку основных экологических проблем и приобрести навыки практической деятельности. Проведенное исследование позволяет говорить о необходимости расширения практических программных работ экологического содержания в курсе географии основной школы. В связи с экологизацией всех школьных дисциплин становится актуальным введение интегрированных занятий на местности с учетом школьного регионального компонента.

Ключевые слова: школа, география, экологическая тропа, географические знания.

Литература:

  1. Васина О.Н., Пономарёва О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. — 2012. — №28. — С.711-713. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18241628
  2. Глазырина Н.Л. Организация учебной экологической тропы // Вестник ЧГПУ. — 2014. — №5. — С. 38-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21682280
  3. Горленко Л.М. Организация исследовательской деятельности учащихся городских школ // Биология в школе. — 2009. — №9. — С.19-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12910009
  4. Ламехова Е.А., Палашкевич Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Экология в высшей школе: синтез науки и образования. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2009. — С. 84-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23934782
  5. Чернышова О.Н. Планирование и организация учебной экологической тропы в начальной школе // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет,  2016. — С. 96-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25822335
  6. Иночкина Н.А., Торгашкова О.Н., Ермекова Е.В. Экологическая тропа как средство для развития экологического образования в школе // Научные разработки: Евразийский регион. — Уфа: Инфинити, 2017. — С. 125-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29889090
  7. Буянова И.В., Цветаева Н.В. Роль экологической тропы при изучении естествознания в начальной школе // Гуманитарные и психолого-педагогический аспекты образования: история и современность. — Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2018. — С. 102-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32629164
  8. Науменко Е.Е. К вопросу создания учебной экологической тропы в общеобразовательной школе // Молодежь ХХI века: шаг в будущее. — Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2018. — С. 303-304. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35368975
  9. Котелкова Н.В. Опыт формирования экологической компетентности школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. — Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2017. — С. 132-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30697209
  10. Асташина Н.И. Экологическая тропа как модель организации исследовательской деятельности обучающихся // Орфановские чтения – 2018.  — Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2019. — С. 134-137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37133050
  11. Несговорова Н.П., Недюрмагомедов Г.Г., Савельев В.Г., Богданова Е.П. Работа на экологической тропе как технология организации совместной деятельности педагога и детей // Вестник Курганского государственного университета. — 2018. — № 1. — С. 74-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36386147
  12. Розломий Н.Г., Репш Н.В., Белов А.Н., Шурухина Т.Н., Берсенева С.А. Экологическая тропа как форма экологического образования школьников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 2. — С. 267-273. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44895481
  13. Волковский Е.В., Чумачева Е.А. Экологическая тропа как система формирования экологического воспитания // Форум молодых ученых. — 2017. — № 11. — С. 1113-1122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32397832
  14. Спицына Т.А., Птюшкина Т.В. Организация экологической тропы как важное направление в изучении природного наследия // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2017. — С. 260-264. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30746452
  15. Асташина Д.А., Винокурова Н.Ф. Экологическая тропа как инструмент формирования экологической культуры школьников // Орфановские чтения. – 2018. — Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,  2019. — С. 137-140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37120092
  16. Готфринд Н.С., Филимонцева С.Г. Экологическая тропа: от проекта до создания // Инновации в технологиях и образовании. — Белово: Изд-во ун-та «Св. Кирилла и Св. Мефодия», 2017. — С. 88-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32295173
  17. Самигуллина Г.С. Непрерывное экологическое образование и воспитание // География и экология в школе ХХI века. — 2020. — № 10. — С. 48-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44335267
  18. Хизбуллина Р.З., Тельнова Т.П., Литвинова С.А., Музафаров Р.Р., Магасумов Т.М. Роль краеведческого материала в активизации познавательной деятельности учащихся при обучении географии // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. — С.102-115. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.10
  19. Ибрагимова З.Ф., Костромина Д.А., Сайфуллин И.Ю. Организация природоведческих экскурсий для сбора цифрового гербария // Астраханский вестник экологического образования. — 2021. — № 2(62). — С. 155-156. DOI: 10.36698/2304-5957-2021-2-155-165
  20. Hinde E. Geography matters: Teacher beliefs about geography in today׳s schools // The journal of social studies research. — 2015 — Vol.39. — P. 55-62. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jssr.2014.07.003
  21. Piróg D. To study or not to study geography? The changing motivations behind choosing geography degree programmes by Polish students in the years 1995-2015 // Geoforum. -2018. — Vol.94. — P. 63-71. DOI: https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2018.06.013

Библиографическая ссылка:

Ахметгареева Э.В., Латыпова З.Б., Сафиуллина И.С., Стулин Д.С. Учебная экологическая тропа: история, виды, назначение и примеры использования // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С. 422-434. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.40