ISSN 2409-7616

Заскалькин Е.Б., Салтрукович Н.Е.

КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ АППАРАТ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.28

УДК 378.14

Заскалькин Е.Б.1 (Пермь, Россия) — E-mail: eugenwoyt@rambler.ru, Салтрукович Н.Е.1 (Пермь, Россия) — E-mail: nikola-sne@mail.ru

1Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. Наблюдаемое на сегодняшний день развитие информационно-телекоммуникационных технологий, активная информатизация системы образования в  информационной сфере приводит к необходимости повышения информационной компетентности в области применения информационных технологий в сфере профессиональной деятельности. С учетом изложенных факторов, для выпускников военных институтов эта проблема имеет очень высокую актуальность. Одним из наиболее перспективных средств формирования информационной компетентности выпускников военных образовательных организаций высшего образования, являются электронные образовательные ресурсы военных вузов, которые могут  эффективно влиять на процесс формирования информационной компетентности обучаемых. На основе  проведённого анализа комплекса проблем применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения курсантов выпускников Пермского военного института Росгвардии, а также оценки уровня их информационной компетенции в сфере профессиональной деятельности, автором сделан вывод о необходимости создания критериально-оценочного аппарата по оценке эффективности инновационной модели электронных образовательных ресурсов  как средства формирования информационной компетенции выпускников военных вузов в области применения информационных технологий в служебно-боевой деятельности. Исходя из результатов исследований, оценка эффективности ЭОР как средства повышения информационной компетенции офицеров Росгвардии, является комплексным показателем эффективности  электронных образовательных ресурсов в процессе обучения, а также уровня сформированности информационной компетенции в области применения информационных технологий в профессиональной деятельности. Автором рассматриваются технология оценки эффективности инновационной модели электронных образовательных ресурсов, применение которых обеспечит мониторинг динамики формирования информационной компетенции выпускников институтов Росгвардии. Таким образом, комплексная оценка эффективности электронных образовательных ресурсов как средства повышения уровня сформированности ИТ-компетенции выпускников вузов Росгвардии, в соответствии с гипотезой авторского исследования производится на основании совокупности оценок уровня сформированности информационной компетенции курсантов выпускного курса и уровня качества электронных образовательных ресурсов военного института.

Ключевые слова: выпускник военного института, инновационная модель, электронные образовательные ресурсы, информационная компетенция, курсант, критериально-оценочный аппарат, электронная информационная образовательная среда.

Литература:

  1. Баранова Е.В., Симонова И.В. Развитие информационно-технологической компетентности студента в системе педагогического образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2018. — № 190. — С. 116-124.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36642699
  2. Бережнова Л.Н., Воронов С.А. Сущность и содержание педагогической диагностики компетенций // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 4(28). — С.23-28.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773772
  3. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Пальчикова И.Н., Федотова В.С. Развитие профессиональных компетенций учителя в эпоху цифровизации образования // В сборнике: Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов. Сборник научных трудов VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. — С. 45-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44455287
  4. Бурькова Е.В. Анализ проблем качества электронных образовательных ресурсов в условиях университетского образования // Alma mater (вестник высшей школы).  – 2019. — № 8. — С. 57-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39458167
  5. Буцык С.В. Информационные ресурсы образовательной среды российских вузов: проблемы сравнительной оценки // Вестник культуры и искусств.  — 2017. — №1 (49). — С. 45-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28904444
  6. Галкина А.И., Бурнашева Е.А., Гришан И.А., Видовая классификация электронных образовательных ресурсов: опыт разработки в объединенном фонде электронных ресурсов. Наука и образование // Образовательные технологии и общество.  -2018. – Т. 21, № 2. — С. 494-499. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32850677
  7. Ефремов Д.А. Проблема оценки качества электронных образовательных ресурсов // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2015. — № 4 (4). — С. 108-110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24252257
  8. Заскалькин Е.Б., Инновационная модель ЭОР как средство формирования информационной компетентности курсантов военных институтов Росгвардии // Известия БГА рыбопромыслового флота. — 2020. — №3(53). — С. 219-225. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44427349
  9. Заскалькин Е.Б., Стрельцов Р.В., Михалев В.В. Актуализация развития информационно-образовательной среды в процессе формирования готовности курсантов военных вузов к профессиональной деятельности // Гуманитарные науки и образование.  — 2019. – Т. 10, № 4. — С.125-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42318499
  10. Куклина Л.В., Крюкова Д.Ю. Диагностика ИКТ-компетентности будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — №3(11). — С. 16-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20378974
  11. Панкова Т.В. Сущность, содержание и структура информационно- коммуникационной компетентности студента вуза // Концепт. – Электрон. журн. — 2013. — №Т3. — С. 3091-3095. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20573672
  12. Рудакова Е.В. Компетентностный подход в обучении студентов технических специальностей // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. — 2015. — №1(4). — С. 18-19. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=23528211
  13. Салтрукович Н.Е. Проблема эффективности электронных образовательных ресурсов как средства формирования информационной компетентности выпускников ВООВО ВНГ России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — № 4(33).  — С. 125-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44356581
  14. Симонова И.В., Баранова Е.В. Модели инновационных информационных образовательных ресурсов и их реализация в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2014. — № 167. — С. 147-158.   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21701360
  15. Cтрельцов Р.В., Иванов В.С., Мельников Е.И. Структурно-функциональная модель формирования информационно-технологической компетентности курсантов военных вузов // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 5.  — С. 37-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44170845
  16. Фасоля А.А., Сливин Т.С. Электронные образовательные ресурсы: современное состояние и противоречия // Мир образования — образование в мире. — 2017.  — № (4). — С. 106-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32475330
  17. Шалкина Т.Н. Управление качеством электронного образовательного ресурса: анализ проблем и опыт реализации // Информатика и образование. — 2016. — № 2(271).- С. 23-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25940174
  18. Anderson T., Mc Greal R. Disruptive Pedagogies and Technologies in Universities // Journal of Educational Technology & Society. — 2012. — Vol. 15, № 4. — С. 380–389.
  19. James J.M. Perceptions of Digital Technology in Military Education» Auburn, Alabama 2016. — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://etd.auburn.edu/handle/10415/5033 (дата обращения 02.05.2021).          
  20. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants, Part II: Do They Really Think Differently // On the Horizon. — 2001. — Vol. 9, №. 6. – P. 1-6. DOI: https://doi.org/10.1108/10748120110424843

Библиографическая ссылка:

Заскалькин Е.Б., Салтрукович Н.Е. Критериально-оценочный аппарат диагностики эффективности инновационной модели электронных образовательных ресурсов в формировании информационной компетенции выпускников вузов Росгвардии // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.293-301. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.28