ISSN 2409-7616

Амбалова С.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.20

УДК 378

Амбалова С.А.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: svetagul11@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена научно-педагогическому анализу особенностей психологических процессов памяти младших школьников как необходимой составляющей учебно-познавательной деятельности. Развитие памяти в условиях современного информационного общества является жизненно необходимым условием совершенствования гармоничного формирования личности, особенно в младшем школьном возрасте. Хорошо развитая память дает нам возможность применить как свои собственные знания, умения и навыки, так и способы деятельности, накопленные в истории человечества за многие годы для решения разнообразных ежедневных жизненно важных проблем. Отсутствие памяти, или ее недостаточно сформированный уровень лишают человека возможности быть полноценной личностью в обществе. Чтобы считать себя успешным, благополучным гражданином, необходимо работать над своими психическими познавательными процессами, особенно над памятью. Психологических приемов и методов развития памяти в психолого-педагогической теории и практике существует большое разнообразие, все они результативные, но необходимо их применять грамотно. Благодаря процессам памяти, таким как восприятие, сохранение, обработка и воспроизведение учебной информации, а также ее последующего перевода в мыслительную деятельность, создаются смысловые связи между отдельными информационными потоками. Это является результатом активной деятельности нашего логического мышления. Осуществляя определенные операции над содержимым изучаемого материала, мышление младшего школьника в состоянии представить полную картину событий, сравнивая содержание новой информации с ранее изученной, с целью более объективного осмысления и дальнейшего применения. В статье доказывается тезис о том, что чем понятнее для младших школьников воспринимаемая учебная информация, тем проще им ее вначале принять, а затем осмыслить, обработать и запомнить.

Ключевые слова: младшие школьники, психические познавательные процессы, механизмы развития памяти, влияние памяти на успеваемость младших школьников, запоминание.

Литература:

  1. Амбалова С.А., Дзусова Б.Т. Психология формирования личности школьника: контроль, диагностика и коррекция: монография. – Ульяновск: Зебра, 2020. — 90 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43100385
  2. Ансимова Н.П., Смирнова А.В. Развитие внимания и памяти младших школьников на уроках // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 6 (117). — С. 127-138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44652119
  3. Антошечкина Г.К., Литвинова А.Г., Верхотурова Н.Ю. Особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7, № 5. — С. 40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41827510
  4. Ахмедханова Р.А. Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте // Вестник научных конференций. — 2018. — № 8-1 (36). — С. 24-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35721331
  5. Гурьянова Н.В. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения // Аллея науки. — 2020. — Т. 2, № 5 (44). — С. 831-835. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43162109 
  6. Казакова Ю.А., Кочеткова Т.Н. Диагностика памяти младших школьников // Modern Science.  — 2019. — № 11-2. — С. 230-232.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41361445
  7. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Особенности памяти дошкольников с общим недоразвитием речи // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — № 2 (56). — С. 5-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24504843
  8. Леонова Т.Р. Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий вестник. — 2020. — № 42-1 (140). — С. 58-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44350194
  9. Лубянов В.И. Развитие зрительной памяти в процессе обучения рисунку и живописи // Педагогические науки. — 2015. — № 5 (74). — С. 44-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25056489
  10. Микерова Г.Г., Сонько А.Н. Проблема развития памяти младших школьников в процессе обучения // Kant. — 2018. — № 2 (27). — С. 102-106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35138428 
  11. Ракишева А.С., Самсонова Ж.И., Коломыцева И.В., Камалиев Д.М. Оценка состояния и развитие памяти школьника // Вестник Казахского национального медицинского университета. — 2019. — № 4-1. — С. 92-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43962181
  12. Ржанова И.Е., Алексеева О.С., Бурдукова Ю.А. Успешность в обучении: взаимосвязь флюидного интеллекта и рабочей памяти // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 1. — С. 63-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42609316
  13. Сабаноков А.А., Канкулов А.М., Кешева К.К. Развитие памяти // Моя профессиональная карьера. — 2021. — Т. 1, № 22. — С. 179-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45047786
  14. Светлолобова Н.П. Влияние групповых методов на развитие памяти детей 6-7 лет // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 4 (44). — С. 44-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43089500
  15. Таджибова Т.Э. Развитие зрительной памяти на детских площадках посредством игровой деятельности // Аллея науки. — 2019. — Т. 4, № 1 (28). — С. 848-851. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37130286

Библиографическая ссылка:

Амбалова С.А. Психологические процессы памяти младших школьников // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.203-211. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.20