ISSN 2409-7616

Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Касаева Л.В.

СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.15

УДК 378

Гогицаева О.У.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: gogitsaeva@yandex.ru, Кочисов В.К.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: kotisov@yandex.ru, Касаева Л.В.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: gogitsaeva@yandex.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена анализу и обоснованию специфики эмоционального выгорания педагогов дополнительной образовательной организации и выявлению возможностей профилактики. В ней научно обоснованы психологические условия возникновения эмоционального выгорания педагогов в детских учебных заведениях; выявлены особенности и факторы этого процесса на различных этапах его формирования; теоретически обоснованы критерии эмоционального выгорания и выявлена их факторная структура; установлена зависимость динамики выгорания субъекта от качества выполняемой им работы. В наши дни проблема эмоционального выгорания специалистов становится все более значимой из-за быстрой смены социально-экономической и политической ситуации, увеличение профессиональных и психических нагрузок в профессиональной деятельности, постоянный рост конкурентоспособности в обществе. Особенно эмоциональное выгорание распространено среди представителей многих социономических профессий, к которым относится и профессия воспитателя дошкольной образовательной организации. Предпосылками формирования выгорания могут выступать высокая ответственность, возложенная на них со стороны общества и семьи за жизнь и здоровье, воспитание и обучение детей, психические перегрузки, дисбаланс между затратами и вознаграждением и тому подобное. Кроме того, профессия воспитателя исключительно «женская», поэтому влияние этих профессиональных предпосылок усиливают домашние обязанности, дефицит времени для семьи, требует компромиссного балансирования между работой и семьей и приводит к росту психоэмоционального напряжения, физического и психического истощения и тому подобное. Таким образом, изучение нами научных подходов к проблеме эмоционального выгорания, его трактовок и моделей позволяют констатировать, что ему присущи: переутомление субъекта вследствие объективной или субъектно-обусловленной перегрузки, что, согласно закономерностям перерастания пролонгированного стресса в дистресс, приводит к нервному, эмоционального, интеллектуального истощения, а затем в невротически-психических расстройств подавленного депрессивного характера, суицидальных мыслей, настроек и поступков.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, дополнительная образовательная организация, педагогическая деятельность, стрессогенная устойчивость, профессиональное истощение.

Литература:

  1. Бахтиярова Я.А., Крамаренко А.С., Терещенко А.С. Эмоциональное выгорание педагога и его профилактика // Теория и практика современной науки. — 2019. — № 1 (43). — С. 547-550. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37822929
  2. Бергис Т.А., Кривуля Ю.С. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы // Карельский научный журнал. — 2020. — Т. 9, № 1 (30). — С. 47-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42575271
  3. Варданян Ю.В., Парамонов А.А. Оптимизация стрессоустойчивости педагогов с формирующимся эмоциональным выгоранием // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7, № 6. — С. 24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42596496
  4. Вахабова С.А. Эмоциональное выгорание педагога: симптомы, меры профилактики // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2020. — № 4-7 (60).  — С. 46-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42839898
  5. Воденицкая Ж.В., Гычев А.В., Грицкевич Н.К. Сниженная работоспособность как фактор проявления эмоционального выгорания педагогов ДОО // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — Т. 7, № 6-1. — С. 248-251. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25444450
  6. Гнилицкий С.Ю. Эмоциональное выгорание личности педагога // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2010. — № 4-1. — С. 158-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21032579
  7. Дикая Л.Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание педагога // Человек. Сообщество. Управление. — 2012. — № 3. — С. 75-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18930590
  8. Кадиева Р.И., Магомедова М.А., Магомедова Х.М. Особенности эмоционального выгорания лиц, занятых в сфере преподавательской деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2019. — Т. 13, № 3. — С. 96-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44237892
  9. Майорова Д.О. Профессиональное выгорание, как современная проблема педагогов дошкольного образования // Научно-практические исследования. — 2019. — № 8-7 (23). — С. 41-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41578727
  10. Огольцова Е.Г., Рождественская Я.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: теоретический аспект // Danish Scientific Journal. — 2020. — № 37-2. — С. 68-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43073137
  11. Пахневская О.Г., Романченко А.М., Романченко М.К., Филиппов Б.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2017. — Т. 5, № 4. — С. 50-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29863782
  12. Писарева Е.В., Рогов Е.И. Деформации профессионального становления педагогов ДОО // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — № 1 (1). — С. 7-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32653951
  13. Стасюк М.И. Эмоциональное реагирование педагога на стрессоры // Перспективы науки и образования. — 2014. — № 5 (11). — С. 102-107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22454212
  14. Суннатова Р.И. Коммуникативные навыки и эмоциональное выгорание педагога в субъект-субъектном взаимодействии с обучающимися // Общество: социология, психология, педагогика. — 2019. — № 11 (67). — С. 94-101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41864789
  15. Яцковская И.Ф., Бегидова С.Н. Психолого-педагогические условия профилактики эмоционального выгорания обучающихся технического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2020. — № 1 (253). — С. 79-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42976207

Библиографическая ссылка:

Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Касаева Л.В. Специфика эмоционального выгорания педагогов ДОО и возможности профилактики // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.157-166. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.15