ISSN 2409-7616

Дзусова Б.Т., Сланова М.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.13

УДК 378

Дзусова Б.Т.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: dzhusoeva55@inbox.ru, Сланова М.А.2 (Цхинвал, Республика Южная Осетия) — E-mail: dzhusoeva55@inbox.ru

1Северо-Осетинский государственный педагогический институт

2Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы формирования языковой и лингвистической компетенций студентов – будущих учителей в условиях билингвизма. Современное общество предъявляет высокие требования к компетентности специалистов, в частности, к речемыслительной деятельности выпускников вузов, так как дальнейшее развитие рыночных отношений в стране в условиях интеграционных процессов международных масштабов актуализирует необходимость формирования языковой и лингвистической компетенций специалистов в любой области. Овладение студентами обозначенными компетенциями является многогранным и многоплановым процессом, так как требует основательного исследования многих важнейших научно-педагогических проблем, связанных с анализом и конкретизацией понятий «языковая компетентность» и «лингвистическая компетентность», выявлением критериальных характеристик сформированности у студентов выделенных компетенций, составляющих в совокупности основу речемыслительной деятельности студентов – будущих учителей. Речевая деятельность, навыки активного делового общения, коммуникативные способности являются не только лингвистическими категориями, но и общечеловеческими ценностями. Актуальность выдвигаемой в статье проблемы нашла свое подтверждение и в таких нормативно-правовых документах государственного уровня, как: Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, Федеральная целевая программа «Русский язык на 2016-2020 годы». В качестве ожидаемых конечных результатов в перечисленных документах выдвигаются обеспечение информационного освещения деятельности государства по укреплению позиций русского языка – как государственного, а также родного языка – как национального в условиях национального региона; создание инфраструктуры, содействующей расширению культурно-гуманитарного, научно-образовательного и лингвострановедческого сотрудничества; разработка и реализация необходимых педагогических условий для успешного языкового и лингвистического развития обучающихся.

Ключевые слова: компетенция, лингвистическая компетенция, языковая компетенция, культура речи, речевая деятельность, билингвизм.

Литература:

  1. Васильева Л.И. Особенности преподавания современного русского литературного языка в поликультурной среде будущих учителей начальных классов // Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — №  (64). — С. 41-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42909797
  2. Виниченко В.А. Контекстный подход в формировании межкультурной компетенции бакалавров по рекламе и связям с общественностью // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4 (26). — С. 381-393. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44515756 
  3. Воевода Е.В. Профессиональная подготовка студентов международного профиля к межкультурной коммуникации: лингвосоциокультурные и психологические аспекты. — М.: Перспектива, 2019. — 198 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42674930
  4. Давыдова А.А. Билингвальная готовность к педагогической деятельности в системе поликультурного образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. —  № T15. — С. 456-460. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25917962
  5. Дзусова Б.Т. Федеральный государственный образовательный стандарт как гарантия качества национального образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. — 2020. — Т. 8, № 2 (29). — С. 172-181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43048279
  6. Исаева О.Н. Формирование коммуникативной профессионально-ориентированной иноязычной компетентности студентов гуманитарного вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2015.  — № 2-1. — С. 487. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24123320 
  7. Ишмуратова Л.Н., Махмутова А.С., Фаткуллина Ф.Г., Хисамова Г.Г. Речевая культура личности в условиях билингвизма // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — С. 1197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25769551
  8. Кизима А.А., Воленко О.И. Организация профессиональной языковой пропедевтики в вузе // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2 (24). — С. 217-224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43167316
  9. Ногаева С.Е. Формирование языковой личности младшего школьника в процессе обучения тексту // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 68-4. — С. 40-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44478907
  10. Овсянникова О.А. Развитие речевой компетентности будущих специалистов в современных условиях // Человеческий капитал. — 2020. — № 9 (141). — С. 211-223. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43818046 
  11. Родионова Е.В. Языковые и культурные барьеры межкультурной коммуникации // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Лингвистика и лингводидактика. — 2017.  — № 3. — С. 192-196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36851731 
  12. Сатретдинова А.Х. Обучение русскому языку как иностранному в контексте билингвального образования // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3 (25). — С. 20-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44064956
  13. Строкина Ю.Ю. Коррекционно-развивающая работа с детьми с билингвизмом. Учебно-методическое пособие. — Астрахань: Сорокин Р.В., 2018. — 186 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35315730
  14. Шишова Е.О. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях билингвизма // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2009. — № 2-3 (17-18). — С. 64-69. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25324895
  15. Шнякина Н.Ю. Язык как источник моделирования познавательных процессов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 11-2 (53). — С. 206-210. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=24503276

Библиографическая ссылка:

Дзусова Б.Т., Сланова М.А. Формирование языковой и лингвистической компетенций студентов-будущих учителей в условиях билингвизма // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.138-144. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.13