ISSN 2409-7616

Юсупалиева Л.Н., Курманова А.М.

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРШРУТНОГО ЛИСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.44

УДК 378:372.8(47):37.014.6

Юсупалиева Л.Н.1 (Астрахань, Россия) — E-mail: liliya_270589@inbox.ru, Курманова А.М.1 (Астрахань, Россия) — E-mail: akurmanova2014@mail.ru

1ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. В статье затрагивается проблема обучения иностранных студентов на занятиях русского языка как иностранного (далее — РКИ). В методике преподавания РКИ значительное место занимает самостоятельная работа студентов. Статья посвящена виду самостоятельной работы, применяемому для совершенствования знаний по русскому языку как иностранному с помощью использования индивидуального маршрутного листа обучающегося. Основное содержание исследования направлено на представление маршрутного листа как эффективного приема работы со студентами. Обосновывается идея о том, что применение маршрутного листа даёт возможность активизировать работу и получать знания самостоятельно, а также автоматизировать и модернизировать процесс работы преподавателя с неуспевающими студентами. Данная проблема в значительной мере связана с неравномерным заездом студентов в Россию, что приводит к снижению уровня успеваемости, замедляет процесс обучения. Авторы раскрывают одну из задач преподавателя РКИ — сформировать коммуникативные умения, а также научить применять их на практике. В статье выделяются и описываются особенности работы с помощью маршрутного листа. Авторы дают обобщённую характеристику маршрутного листа по русскому языку как иностранному, представляющему собой план действий иностранного студента для освоения и закрепления изученного материала согласно учебной программе. Далее в статье предлагается образец маршрутного листа. Авторы исследования приходят к выводу о том, что использование маршрутных листов в процессе обучения организует четкую стратегию работы со студентами как на начальном этапе обучения, так и на этапе повторения и закрепления изученного материала.

Ключевые слова: маршрутный лист, иностранные студенты, самостоятельная работа, русский язык как иностранный, преподаватель РКИ.

Литература:

  1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателей русского языка как иностранного. — 2-е изд., испр., и доп. – М.: Рус. яз. Курсы, 2002 – 256 с.
  2. Башкина О.А. Международная и академическая мобильность как важная составляющая высшего образования // Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в медицинском вузе. Материалы научно-практической конференции с международным участием. — Астрахань: Астраханский ГМУ. — 2018. — С. 11 — 16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36696504
  3. Бусурина Е.В., Горбенко В.Д. Актуализация сфер общения в профессинально ориентированном обучении русскому языку как иностранному // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. — 2020. — № 2. — С. 66-76. DOI:10.18384/2310-7219-2020-2-66-76
  4. Васильева А.В. Система интерактивных упражнений для развития коммуникативной компетенции на русском языке как иностранном // Мир науки. Педагогика и психология. — 2018. — № 1. — С. 21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992577
  5. Гусева И.С., Румянцева Н.М., Юрова Ю.В. Организация самостоятельной работы учащихся по РКИ как резерв оптимизации учебного процесса (довузовский этап обучения) // Полилингвиальность и транскультурные практики. — 2012. — № 3. — С.  157-164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17927875
  6. Ковынева И.А., Порохнявая Е.А. и др. Языковая подготовка к клинической практике. Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на английском языке (3-4 год обучения). — Курск: КГМУ, 2009. – 202 с.
  7. Крючкова Л.С.. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ./ Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. – М.: Наука, 2009. – 480 с.
  8. Ланина О.И. Воздействие глобализации на российскую систему образования // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 12. — С. 177-180. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19001247
  9. Мозелова И. «Русский сувенир. Часть 1 Учебник по русскому языку с аудиоприложением. Элементарный уровень». – M.: Русский язык. Курсы, 2016 г. — 158 с.
  10. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. — 183 с.
  11. Просвиркина И.И., Садретдинова Т.А., Яхно М.Д., Фролова А.М. Использование моделей смешанного обучения при обучении говорению // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 12-4 (78). — С. 202-205. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30745211
  12. Сатретдинова А.Х., Пенская З.П. Обучение межкультурной коммуникации на занятиях по русскому языку как иностранному // Термины в коммуникативном пространстве. Материалы научно-практической конференции с международным участием. – Астрахань: Астраханский государственный медицинский университет, 2017.  С. 48-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29134492
  13. Степаненко В. А., Нахабина М.М., Курлова И.В. Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного // Полилингвиальность и транскультурные практики. — 2013. — № 3.  — C. 175-180.
  14. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. — М.: Высш. шк., 2003. — 334 с.
  15. Ярославская И.М. Использование карт-схем и маршрутных лингвистических листов при изучении русского языка как один из приёмов организации индивидуальной работы с иностранными учащимися разного уровня подготовки // III Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан / Отв. ред.: М.Н. Русецкая, Е.В. Колтакова. — М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018.– С. 896-899. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42513415

Библиографическая ссылка:

Юсупалиева Л.Н., Курманова А.М. Способы совершенствования знаний по русскому языку как иностранному (на примере использования маршрутного листа обучающегося) // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.488-494. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.44