ISSN 2409-7616

Дронова Н.А.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.30

УДК 37.013.21

Дронова Н.А.1 (Ставрополь, Россия) — E-mail: dronowanatalia@yandex.ru

1Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация. Проблема воспитания современного поколения актуальными средствами, методами и приемами занимает важное место в системе любого образовательного учреждения. В статье анализируются различные трудности при рассмотрении вопроса о виртуальном музее как средстве воспитания в школьной воспитательной среде. Учёт таких «сложных мест» при организации воспитательного процесса средствами виртуальных технологий (в том числе и виртуального музея) позволит обучающимся адаптироваться к требованиям современного информационного мира, успешно корректировать дорожную карту своего развития. Цель исследования – представить основные возможности виртуального музея в процессе воспитания в школьной воспитательной среде. Научная новизна исследования заключается в выделении значимых положительных направлений использования средств виртуальных музеев в ходе реализации воспитательной функции благодаря роли учителя, работников образования, родителей, а также контакта с другими обучающимися. Несмотря на все имеющиеся трудности и сложности при использовании возможностей виртуальных музеев различных типов, положительных аспектов оказывается значительно больше: потенциал использования как групповых форм работы, так и индивидуальной траектории развития, включенность в мировой контекст истории и направленность на региональные компоненты, связь с родителями и учителями по принципу наставничества и непрерывности преемственности – всё это соединяется в одном понятии «виртуальный музей». Современные средства и технологии виртуальных музеев помогут сделать процесс воспитания целесообразным и разнообразным, способствовать формированию гармонически развитой личности, отвечающей запросам общества. Результаты исследования могут быть использованы при организации воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.

Ключевые слова: воспитание, педагогика, виртуальная среда, виртуальный музей, школа, средство воспитания.

Литература:

  1. Беляев А.В., Даурбеков Х.С. Виртуальный музей как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ // Аллея науки. – 2017. – №5. – С. 467-469. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28317658
  2. Дзюба Д.Н. Виртуальный музей: от системы «человек-машина» к социотехнинической системе // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 7, №11. – С. 62-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27451525
  3. Драб В.А., Ерёмина А.Р. Использование 3D-моделирования как инструмента создания экспонатов виртуальных музеев // Актуальные направления научных исследований xxi века: теория и практика. – 2015. – Том 3, №7-4 (18-4). –– С. 108-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25612047
  4. Капуркина Ю.Д. Виртуальный музей как средство культурного развития молодежи // Вестник современных исследований. – 2017. – №3(6). – С. 14-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28897250
  5. Кузнецова Т.И. Роль музеев в образовании и воспитании современной студенческой молодежи // E-Scio. – 2019. – №5 (32). – C. 702-706. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38951437
  6. Поврозник Н.Г. Виртуальные музеи как средство сохранения историко-культурного наследия // Информационный бюллетень ассоциации история и компьютер. – 2015. – №44. – С. 92-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32311752
  7. Поташова Н.Е., Крыгина С.Н. Виртуальный музей как средство социализации дошкольника, развития инициативы и творческих способностей //Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. – №4(8). – С. 144-146. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26727106
  8. Ростецкая А.М.С. Мультимедийные средства как основа виртуального музея и главное условие его эффективности // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 12-9. – С. 74-76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27653832
  9. Ростецкая А.М.С. Специфика разработки регионального виртуального музея журналистики // Знак: проблемное поле медиа-образования. – 2017. – №4(26). – С. 205-208. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30485050
  10. Ростецкая А.М.С. Способы разграничения значений, входящих в понятие «виртуальный музей» и их применение в анализе электронных ресурсов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №1-3. – С. 170-172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27688887
  11. Фофин А.И. Роль музеев в образовании и воспитании личности // Научный журнал Magister dixit. – 2013. – № 3. – С. 315-321.  
  12. Barbieri L., Bruno F., Muzzupappa M. Virtual museum system evaluation through user studies // Journal of Cultural Heritage. – 2017. – Vol. 26. – P. 101-108. DOI: https://doi.org/10.1016/j.culher.2017.02.005
  13. Gutowski P., Klos-Adamkiewicz Z. Development of e-service virtual museum tours in Poland during the SARS-CoV-2 pandemic // Procedia Computer Science. – 2020. – Vol. 176. – P. 2375-2383. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.09.303
  14. Loaiza Carvajal D.A., Morita M.M., Bilmes G.M. Virtual museums. Captured reality and 3D modeling // Journal of Cultural Heritage. – 2020. – Vol. 45. – P. 234-239. DOI:https://doi.org/10.1016/j.culher.2020.04.013
  15. Styliani S., Fotis L., Kostas K., Petros P. Virtual museums, a survey and some issues for consideration // Journal of Cultural Heritage. – 2009. – Vol. 10. – P. 520-528. DOI: https://doi.org/10.1016/j.culher.2009.03.003
  16. Zhao J. Designing Virtual Museum Using Web3D Technology // Physics Procedia. – 2012. – Vol. 33. – P. 1596-1602. DOI: https://doi.org/10.1016/j.phpro.2012.05.257

Библиографическая ссылка:

Дронова Н.А. Виртуальный музей как средство воспитания в школьной воспитательной среде // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.338-345. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.30