ISSN 2409-7616

Агронина Н.И., Белозерова Т.Б., Горбатенко С.А., Краснова Н.П., Савченко А.П.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.25

УДК 378.1:159.9:331

Агронина Н.И.1 (Курск, Россия) — E-mail: agronina046@yandex.ru, Белозерова Т.Б.1 (Курск, Россия) — E-mail: tb.belozerova@yandex.ru, Горбатенко С.А.1 (Курск, Россия) — E-mail: sa.gorbatenko@yandex.ru, Краснова Н.П.2 (Курск, Россия) — E-mail: sonyafantik@rambler.ru, Савченко А.П.1 (Курск, Россия) — E-mail: savchenko60a@yandex.ru

1ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

2ОГБУ ДПО«Курский институт развития образования»

Аннотация. В статье рассматривается понятие «трудовая мотивация выпускников», его сущность и особенности в зависимости от направленности вуза. Проблема трудовой мотивации в современных условиях изучается не только с позиции ее формирования, но и с позиции ее содержания. Целью данной научной работы стало определение свойственных для молодежи противоречий при социально-профессиональной идентификации. Авторами дается обоснование взаимоотношений и влияние престижа профессии на профессиональное самоопределение. Представлена опытно-экспериментальная работа по определению особенностей трудовой мотивации выпускников гуманитарных и технических вузов. В ходе исследования авторы пришли к выводу, что необходимо разработать программу психологического сопровождения для повышения трудовой мотивации выпускников вузов как гуманитарных, так и технических направлений, где они смогут приобрести знания, умения и навыки в развитии трудовой мотивации; адекватный уровень рефлексивности; понизят уровень эгоизма и повысят уровень стремления к соперничеству и социальному престижу, что благоприятно скажется на усилении трудовой мотивации. В статье представлен опыт работы по реализации подобной программы на региональном уровне.

Ключевые слова: трудовая мотивация выпускников; рефлексивность; уровень мотивации к достижениям/неудачам выпускников вузов; программа психологического сопровождения для повышения трудовой мотивации.

Литература:

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.  — М.: МГУ, 2005. – 55 с.
  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 283 с.
  3. Вторушин Н.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: настоящее и будущее / Н.А. Вторушин, А.М. Потапов // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2015. — № 4 (39). – С. 65-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25580809
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2004. — 134 с.
  5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал.  — 2003.   — Т. 24, № 5. — С. 45-57. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17315991
  6. Касаткина Н. Э. Проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи на этапе модернизации современной школы / Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — №2. – С. 29-32 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20210456
  7. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988. -192 с.
  8. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  9. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб: Питер, 2013. — 351 с.
  10. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1971. — 120 с.
  11. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28-38. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37201571
  12. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2015. — №3 (15). – С. 79-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25449646
  13. Николаева С. Ю. Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S28. – С. 16–20.
  14. Сотникова А.В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа // Историческая и социально-образовательная мысль.  — 2010.  — № 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15502600
  15. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. – М.: Просвещение, 2003. T.1. — 408 с.
  16. Хусейнова А.А., Ковалева С.В. Стандарты психолого-педагогического тестирования // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 11. – С. 23-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36930859
  17. Юрьева О.В., Хазиев А.Р. Профессиональная мотивация как фактор успешного обучения студентов в ВУЗе // Вопросы экономики и права.  – 2015. — № 84. – С. 69-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25398648
  18. Harks B., Rakoczy K., Hattie J., Besser M., & Klieme E. The effects of feedback on achievement, interest and self-evaluation: the role of feedback’s perceived usefulness // Educational Psychology. – 2014. — Vol. 34(3), — P.269–290. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2013.785384
  19. Stirling D. Motivation in Education // Aichi Universities English Education Research Journal. – 2013. – Vol.29. – P. 51-72.

Библиографическая ссылка:

Агронина Н.И., Белозерова Т.Б., Горбатенко С.А., Краснова Н.П., Савченко А.П. Особенности трудовой мотивации выпускников гуманитарных и технических вузов // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.267-280. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.25