ISSN 2409-7616

Львова С.В.

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.06

УДК 37.015.3

Львова С.В.1 (Москва, Россия) E-mail: lvovasv@mgpu.ru

1Московский городской педагогический университет

Аннотация. В данной работе были рассмотрены теоретические подходы к исследованию проблемы жизнестойкости и стрессоустойчивости школьников и студентов. Целью исследования стало определение индивидуально-психологических особенностей взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости школьников и студентов в процессе учебной деятельности. Сформулированы задачи исследования, как анализ теоретических подходов к изучению феномена «жизнестойкость», «стресс» и «стрессоустойчивость»; диагностика и сравнительный анализ жизнестойкости и стрессоустойчивости школьников и студентов. В соответствии с целью и задачами было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости школьников и студентов в учебной деятельности. На основании проведенного комплексного теоретического и эмпирического исследования были получены некоторые выводы. Уровень жизнестойкости имеет прямую связь со шкалами: вовлечённость, контроль и принятие риска, также жизнестойкость имеет обратную зависимость от стрессоустойчивости, так, чем больше показатель низкой устойчивости к стрессу, тем ниже будет показатель жизнестойкости. Жизнестойкость школьников старших классов значительно выше, чем у студентов, за счёт высокого уровня вовлечённости, контроля и принятия, а также за счёт высокой устойчивости к стрессу из-за узкого спектра стрессоров. Жизнестойкость студентов старших курсов ниже, чем у школьников, за счёт более широкого спектра стрессоров так как в этот период жизни студенты испытывают постоянный стресс из-за нехватки времени, экзаменов, проблем в личной жизни, на работе.

Ключевые слова: жизнестойкость, стрессоустойчивость, старшеклассники, студенты, шкалы вовлечённости, контроля и принятия риска, показатель низкой устойчивости к стрессу, спектр стрессоров, уровень жизнестойкости.

Литература:

  1. Газиева М. З. Особенности психологического стресса студенческой молодежи // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — №59-1. — С. 442-445. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35130126
  2. Голованова Т. Н., Бахтина С. В., Андреева С. Н. Стресс-менеджмент в жизни студента как субъекта учебной деятельности // Вестник Марийского государственного университета. — 2018. — Т. 12, № 4.  — С. 101-106. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4101-106
  3. Григорьева М. В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2018. — Т. 7, вып. 1 (25). — С. 56–61. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-56-61     
  4. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. — № 60. – С.72-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25294796
  5. Еремитская И. А. Связь самоорганизации и мотивации обучения в вузе у юношей и девушек // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — №3 (70). — С. 348-351. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35330398
  6. Иванов А.В. Технология психолого-педагогического сопределения инфантильности подростков и молодежи // «ЦИТИСЭ». – 2019. – № 1(18). — C. 27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292600
  7. Лапкина Е. В. Совладающее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность личности: связь понятий, функций // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика, Психология. – 2015. — №4. – С.130-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25414758
  8. Львова С.В. Студентам о возможностях дополнительного образования в школе. В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. — М.: Российский университет дружбы народов, 2019. — С. 359-363. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38587434
  9. Львова С.В., Шилова Т.А. Мотивация и направленность личности как основные составляющие при выборе профессии старшеклассниками // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2019. — № 3-4. — С. 36-45.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478450
  10. Овчаренко Л.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение социальной интеграции обучающихся // СОТИС – социальные технологии, исследования. — 2017. — №3 (83). — С.85-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29423755
  11. Постникова М. И. Особенности жизнестойкости молодежи // Научный диалог. — 2016. — №1(49). — С. 298-310. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25320723
  12. Романова Е.С. Решение проблем психолого-педагогического сопровождения интегративных процессов в образовательном пространстве // СОТИС – социальные технологии, исследования. — 2017. — №3 (83). — С.17-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29423748
  13. Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О создании интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе // Системная психология и социология. — 2013. — № 8. — С.9-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21056508
  14. Социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования: коллективная монография / Ананишнев В.М., Рычихина Э.Н., Овчаренко Л.Ю., Зотова М.В., Зотов Н.И., Львова С.В., Шилова Т.А. — М: Ритм,  2019. 148с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41544092
  15. Тютченко А.М. Категориальный аппарат социально-педагогической работы. В сборнике: Социально-гуманитарные исследования сборник научно-методических трудов. -М.: Перо, 2017. С. 79-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28337243
  16. Холодкова О. Г., Кабанченко Е. А. Особенности психологической компетентности родителей подростков // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — №4. — С. 356-358. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35576157
  17. Цветкова Н. А., Кулакова С. В. Исследование стрессоустойчивости и жизнестойкости сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психология и право. — 2019. — Т. 9, №2. — С. 112-129. DOI:10.17759/psylaw.2019090208
  18. Шилова Т.А., Львова С.В., Ананьева Е.В. Снижение работоспособности учителей и ее восстановление методом саморегуляции // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2020. — Т. 9, № 1-1. — С. 232-238. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42928485
  19. Ivanov A. V., Akhtyan A. G., Vishnyakova V. A., Pedagogical conditions for developing a sense of responsibility in adolescents and youth // International Journal of Civil Engineering and Technology. — 2018. — Vol. 9, № 11. — С. 1809–1821. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36463851
  20. Romanova E.S., Abushkin B., Ovcharenko L.Yu., Socialization factors of schoolchildren: psychological aspect // Astra Salvensis. — 2018. — Vol. 6, № S. — С. 299-309. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36126468
  21. Romanova E.S., Shilova T.A., Arzumanov Yu.L., Impairment of cognitive sphere among adolescents with a family history of alcoholism // Espacios. — 2019. — Vol. 40, № 36. — С. 1-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43225670

Библиографическая ссылка:

Львова С.В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.65-75. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.06