ISSN 2409-7616

Страбыкин А.Г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛОКА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.34

Страбыкин Андрей Григорьевич —преподаватель, Новосибирское высшее военное командное училище, аспирант Омского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия, E-mail: strabikin.andrej@yandex.ru

Аннотация. Для решения различного рода задач, в том числе профессиональных, в процессе образовательной деятельности в военном вузе все больше встает вопрос о необходимости формирования профессиональной ответственности курсантов. В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы формирования профессиональной ответственности курсантов военного вуза, что предполагает, на взгляд автора, необходимость актуализации технологического обеспечения самостоятельной работы по дисциплинам профессионального блока; также рассматриваются вопросы его содержания и решаемые задачи. Исследование настоящей проблемы привело автора к необходимости разработки модели развития профессиональной ответственности курсантов в процессе самостоятельной работы по профессиональным дисциплинам блока. Реализация модели и проверка её эффективности потребовала разработки и обоснования системы оценки профессиональной ответственности курсанта военного вуза. Ведущим инструментом оценки была избрана экспертная оценка, основанная на коллективном, согласованном мнении экспертов-специалистов, обладающих высокой профессиональной и педагогической компетентностью, опытом педагогической диагностики развития личности, имеющих возможность наблюдать за процессом развития профессиональной ответственности. Управленческий компонент модели является завершающим и придающим технологическому обеспечению законченный и целенаправленный характер. В его составе объединены функции управления, дополнительно возникающие в управлении самостоятельной работой по дисциплинам профессионального блока в связи с принятием задачи развивать профессиональную ответственность курсантов младших курсов. К числу таких функций были отнесены планирование, организация, мотивация и стимулирование, контроль и учет, педагогический анализ и коррекцию.

Ключевые слова: технологическое обеспечение, модель, целевой блок, самостоятельная работа, выпускник военного вуза, профессиональная ответственность.

Литература:

  1. Баннов В.В. Формирование готовности курсантов к самоконтролю учебно-профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Омск, 2018. – 28с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27526306
  2. Богомолов А.Н. Показатели педагогической готовности выпускников вузов войск национальной гвардии Российской Федерации // ЦИТИСЭ. – 2020. — № 1. — С. 206-215. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.19
  3. Заславская Н.А. Организационно-педагогические основы консалтинговой деятельности школьной методической службы. Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Москва, 2007. – C. 213-227.
  4. Лопуха А.Д., Суслов Д.В., Разгонов В.Л. Развитие педагогической системы военно-профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-2. — С. 358-362. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35204338
  5. Карчакин А.Н. Особенности социализации личности в условиях военно-профессиональной среды // Мир науки, культуры и образования. — 2020. — № 2(81). – С. 240-242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42837045
  6. Кротова М.Н. О специфике индивидуально-психологических особенностей курсантов военного вуза на начальном этапе профессионализации // Вопросы теории и методики профессионального образования. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2018. – С. 143 — 147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35677768
  7. Косолапова Л.А. Формирование готовности выпускников действовать в ситуации неопределенности в процессе обучения на основе взаимопереходов «практика-теория» и «теория-практика» в открытом образовательном пространстве педагогичмеского вуза // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2018. — № 1 (45). — С. 65-72. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32764816
  8. Лопуха Т.Л., Суслов Д.В. Военно-педагогическое образование офицеров вооруженных сил Российской Федерации: проблемы и перспективы // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 204-213. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.19
  9. Маланов С.В. Психолого-педагогические условия развития рефлексивных форм теоретического мышления в учебно-познавательной деятельности: в контексте деятельностного и культурно-исторического подходов к анализу и объяснению психических явлений: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07. — М., 2010. — 328 с.
  10. Мардахаев Л.В. Нравственные основы личности современного офицера // Вестник академии военных наук. – 2015. – № 3. – С. 53-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27177804
  11. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская и др.; под ред. А.М. Егорычева.  — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – С. 152-188. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27177804
  12. Разгонов В.Л., Суслов Д.В., Лопуха Т.Л. Подготовка военных научно-педагогических кадров высшей квалификации: проблемы и перспективы // Мир образования — образование в мире. 2018. — № 3 (71). — С. 122-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36981168
  13. Рогожникова Р. А., Хусаинов А. Я. Воспитание у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности – актуальная проблема современности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. — №12 (142). – С. 107-111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27707666
  14. Соломатин Е.В., Мацакова В.М. Профессиональная компетентность российских офицеров как ценность управленческой деятельности // ЦИТИСЭ. – 2020. — № 2(24). — С. 38-47. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.04
  15. Теория и практика профессионального образования офицеров в военных вузах Российской Федерации: монография / И.А. Алехин и др. — М.: Военный университет, 2018. — 194 с.
  16. Федосеева И.А., Зотов А.А. Самовоспитание в профессиональной подготовленности курсантов Росгвардии: сущность и содержание // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-4. — С. 99-104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32748534
  17. Федосеева И.А., Гуща Р.А. Нравственная составляющая — основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. — 2018. — № 5(104). — С. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35353375
  18. Юдин Д.А. Организационно-педагогические условия формирования информационно-психологической устойчивости будущих офицеров ВНГ России / Д.А. Юдин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2019. — № 3 (49). — С. 303-308. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41132080

Библиографическая ссылка:

Страбыкин А.Г. Технологическое обеспечение развития профессиональной ответственности курсантов в процессе самостоятельной работы по дисциплинам профессионального блока // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.394-407. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.34