ISSN 2409-7616

Кочиева Э.Р., Чибирова А.Х.

УПРАВЛЕНИЕ САНОГЕНЕТИЧЕСКИМ МОНИТОРИНГОМ КАК МЕХАНИЗМОМ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.26

Кочиева Элина Романовна —кандидат биологических наук,  доцент кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин, факультет физической культуры и спорта, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия, E-mail: georgodjiev@bk.ru

Чибирова Альда Хасбулатовна —кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры естественных наук и психологии , Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова, Цхинвал, Республика Южная Осетия, E-mail: georgodjiev@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена педагогическому анализу проблемы выявления и оценки адаптационных возможностей студентов современного вуза на основе саногенетического мониторинга состояния их здоровья и механизмов минимизации воздействий внешних факторов на физическое, психическое, соматическое и физиологическое здоровье обучающихся. Комплексная оценка здоровья студентов, выявление субъективных реакций на учебную нагрузку проводится с опорой на позиции учения о санологии. С опорой на эти принципы разработаны и широко применяется различные виды саногенетического мониторинга, которые позволяют объективно оценивать функциональный резерв жизненно-важных адаптационных систем организма обучающегося. Санология изучает вопросы о состоянии здоровья, основных механизмах, средствах, приемах и условиях его сохранения и укрепления. Основной задачей саногенетического мониторинга является оценка функциональных резервов жизненно важных систем организма: пищеварительной, сердечно-сосудистой, кровеносной, дыхательной, нервной и опорно-двигательной. Саногенетический мониторинг реализуется с учетом ведущих теоретических положений, характеризующих ее содержание, структуру и научно-методический аппарат. Выявление степени напряженности функционирования жизненно-важных систем организма в процессе обучения в вузе дает возможность изменить ситуацию в лучшую сторону на ранних этапах и сформировать у обучающихся ценностно-мотивационное отношение к здоровому образу жизни. Таким образом, здоровье можно определить как состояние живого организма, способного к выполнению своих основных функций на соответствующем уровне. В настоящее время санологии отведено, помимо биомедицинского, высокое социально-педагогическое значение. Разумеется, рациональнее необходимо стремиться к тому, чтобы заболевание не развилось, либо минимизировать последствия патологических процессов.

Ключевые слова: обучение школьников, адаптационные возможности школьников, здоровье обучающихся, саногенетический мониторинг, образовательная политика.

Литература:

  1. Айзман Р.И., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2014. — № 1 (17). — С. 9-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21226028
  2. Анникова Л.В., Бахуташвили Т.В., Ильченко Е.В. Социокультурная адаптация студентов- первокурсников в современной системе высшего образования // Казанский социально-гуманитарный вестник. — 2018. — № 2 (31). — С. 4-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32856514
  3. Артеменков А.А. Оценка функционального состояния и резервных возможностей студентов в разные периоды обучения в вузе // Профилактическая медицина. — 2013. — Т. 16, № 3. — С. 33-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20133087
  4. Бельцева Н.Н., Кузьмина С.А. Среда здоровьесбережения // Директор школы. — 2016. — № 3 (206). — С. 106-111. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25817410
  5. Браун Т.П. Адаптация студентов к социокультурному пространству вуза // Культура & инновации: Интернет-журнал МГПУ. — 2006. — № 2. — С. 18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9321604
  6. Валиева Ф.И. К вопросу о социально-профессиональной адаптации молодых специалистов // ЦИТИСЭ. — 2016. — № 3 (7). — С. 14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26398855
  7. Вирабова А.Р. К оценке здоровьесберегающего потенциала современной школы // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — Т. 5, № 1. — С. 107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12933965
  8. Волкова Т.И., Таланцева В.К., Суриков А.А. Региональные особенности физического развития и функциональных возможностей кардиореспираторной системы студентов // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67-1. — С. 60-63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42987656
  9. Герчак Я.М., Калимулин Р.М., Колесников В.Ю. Особенности модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3 (25). — С. 53-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44064960
  10. Дорофеева Е.В. Сохранение психологического здоровья обучающихся в образовательной среде профессионального учебного заведения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 3 (84). — С. 231-234. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42324590
  11. Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А., Зотова Т.А., Наличникова И.А. Профессиональная самореализация студента вуза: особенности, факторы, условия // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2 (24). — С. 180-190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43167313
  12. Зимина И.С., Гаврилова М.Н., Мухина С.А., Полозова О.В. Особенности социально-психологического благополучия и адаптационные возможности студентов — первокурсников // Физическая культура, спорт и здоровье. — 2016. — № 27. С. 84-88. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25987988
  13. Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов // Сибирский педагогический журнал. — 2019. — № 2. — С. 57-63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38163759
  14. Путин В.В. Формирование здорового образа жизни молодого поколения должно стать одним из приоритетов властей всех уровней.  [Электронный ресурс] URL: http: //ktovmedicine.ru/news/2019/1/vladimir-putin  (дата обращения: 9.01.2020).
  15. Ткач Л.Т., Неделкова А.А. Проектирование адаптационных условий профессионализации студентов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. — 2017. — № 2. С. — 67-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29932182
  16. Уколова Е.С., Лихограй Л.И. Влияние физической культуры на психоэмоциональное и функциональное состояние студентов в экзаменационный период // Научный альманах. — 2018.  — № 4-3 (42). — С. 134-137. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35076365

Библиографическая ссылка:

Кочиева Э.Р., Чибирова А.Х. Управление саногенетическим мониторингом как механизмом оценки адаптационных возможностей студентов // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.299-306. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.26