ISSN 2409-7616

Асриев А.Ю., Воронин Р.В.

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ТАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.03

Асриев Андрей Юрьевич — кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики, Омский государственный педагогический университет, Омск Росси, SPIN-код: 1256-3022, E-mail: asriev_okk@mail.ru

Воронин Руслан Викторович —заместитель начальника кафедры тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, E-mail: lokster1978@icloud.com

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного исследования, касающиеся роли и значения педагогической подготовки офицерского состава современных Вооруженных Сил Российской Федерации. Обосновывается особая значимость для обеспечения надежной обороны России качественная подготовка специалистов по управлению личным составом Вооруженных Сил. Указывается на недостаточный объем изучения дисциплины педагогики в военных вузах России; рассматривается сущность и содержание понятия «педагогический потенциал курсантов военных вузов»; раскрывается роль и возможности тактической подготовки в развитии и укреплении их военного и педагогического потенциала. Анализ показал, что многие педагогические компетенции будущих офицеров, формируются в военных вузах при изучении основ педагогики. Сегодня они изучаются и формируются курсантами мотострелковой специальности за довольно короткий период (объем составляет всего 20 часов), что, на взгляд авторов, является весьма критичным показателем, в профессиональной подготовке будущего офицера как военного педагога. Безусловно, существующий подход не позволяет на должном уровне формировать развитые навыки педагогической деятельности. Авторы считают, что логика современной войны, требует от педагогического состава военных вузов учета всех базовых воспитательно-образовательных составляющих в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров. Это касается, прежде всего, включения самых разных мероприятий, касающихся повышения педагогических компетенций в программы и планы подготовки курсантов военных вузов к специфическим действиям в условиях гибридной войны, обеспечения готовности и способности педагогическими средствами, повышать их потенциал к защите суверенитета России. На основе анализа особенностей идущей в современном мире гибридной войны, делается вывод о необходимости совершенствования педагогической подготовки курсантов военных вузов и повышения их педагогического потенциала.

Ключевые слова: педагогический потенциал, развитие педагогического потенциала у курсантов, педагогическая подготовка в условиях гибридной войны.

Литература:

  1. Ахмедянов С.А., Веледов М.И., Иванова А.Д., др. Особенности обучения и военно-патриотического воспитания будущих офицеров в учебных военных центрах // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 15-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35087596
  2. Божинская Т.Л. Педагогический потенциал российской региональной культуры в контексте социально-философских исследований // Теория и практика общественного развития. — 2010. — № 2. – С. 87-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20398656
  3. Быков А.К. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: исторические и культурологические аспекты воздействия на социализацию детей и молодежи // Мир образования — образование в мире. – 2015. — №1. – С. 6-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23457205
  4. Быков А.К. Профессиональное образование // Столица. — 2014. — № 6. —  С. 22-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21704005
  5. Владимиров А.И. Об инновационных Вооруженных Силах России, национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании // Независимое военное образование. — 2010. — № 8. — С.14–16.
  6. Гаврилова А.О. Сущность педагогического потенциала русской народной культуры // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2–19. — С. 4280–4285. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23614557
  7. Гареев М.А. О характере и облике вооруженной борьбы будущего // Армейский сборник. — 2003. — № 4. — С. 6–11.
  8. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск / под ред. Л.Г. Бескровного. — М.: Воениздат, 1956. – 690 с.
  9. Егорычев А.М., Ткаченко А.В. Формирование гражданско-патриотического сознания: национальные социокультурные основания // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: матер. Междунар. научн. конф. (Москва, 21 апреля 2017 г.). — М.: МХПИ, 2017. – С. 61-66. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=29786357
  10. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В.  Духовные ценности в русском мире: условия выживания и развития в XXI веке // Вестник московского государственного лингвистического университета.  Образование и педагогические науки. — 2018. — № 6 (814). – С. 61-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38499969
  11.  Клименко П.В. Интеграция традиций и инноваций как ресурс патриотического воспитания курсантов военного вуза. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. — Краснодар: КГУ. 2020. – 215 с.
  12. Кокошин А.А. Инновационные вооруженные силы и революция в военном деле. — М.: Ленанд, 2009. — 32 с. ISBN 978-5-9710-0239-0
  13. Лопуха Т.Л. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на традициях российского офицерства: монография. — Новосибирск: НВВКУ, 2019. — 274 с.
  14.  Лопуха Т.Л., Соломатин Е.В. Война и идеология // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-2. — С. 180-184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204288
  15. Лопуха Т.Л., Суслов Д.В. Военно-педагогическое образование офицеров вооруженных сил российской федерации: проблемы и перспективы // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5(22). – С. 204-213. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.19
  16. Орел Д.С. Современное состояние проблемы педагогической поддержки развития кадрового потенциала военного вуза // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1(23). – С. 39-46. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.04
  17. Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. — М.: Кучково поле, 2016. — 832 с. ISBN 978-5-9950-0745-6
  18. Савин Л.В. Сетецентрическая и сетевая война. Введение в концепцию. — М.: Европейское движение, 2011. — 130 с. ISBN 978-5-903459-02-5
  19. Федосеева И.А. К вопросу о сохранении преемственности в воспитании кадета как будущего офицера // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 4 (17). — С. 9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709992
  20. Федосеева И.А., Гуща Р.А. Нравственная составляющая — основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. — 2018. — № 5 (104). — С. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=3535375

Библиографическая ссылка:

Асриев А.Ю., Воронин Р.В. Развитие педагогического потенциала курсантов военных вузов на тактических занятиях // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.25-34. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.03