ISSN 2409-7616

Щенникова Ю.В.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.16

Щенникова Юлия Владимировна — аспирант кафедры педагогики и психологии, Институт кибернетики, Московский технологический университет, Москва, Россия, E-mail sch_yliay@mail.ru

Аннотация. Введение. В настоящее время организация образовательного процесса в техническом колледже направлена на осуществление целенаправленной работы по развитию профессиональной адаптивности студентов, что, в свою очередь, позволит им в дальнейшем применить полученные знания и сформированные компетенции в ходе реализации профессиональной деятельности. Материалы и методы: в исследовании были использованы теоретические и эмпирические методы познания: методы ретроспективного анализа материалов, анализа диссертационных и иных научных работ по теме исследования, метод аналогии и сопоставления, метод обобщения результатов исследования. Основная часть исследования. В ходе анализа проблемы адаптивности и целенаправленного ее формирования в учреждениях профессионального образования автор статьи рассматривает понятия: «адаптивность», «профессиональная адаптивность», «формирование профессиональной адаптивности студентов». В статье описывается опыт образовательной деятельности, направленный на формирование профессиональной адаптивности студентов и осуществляемый в рамках технического колледжа; предлагаются конкретные направления работы и формы организации учебно-профессиональной деятельности студентов. Уточняются возможности и способы повышения теоретической и практической подготовленности профессорско-преподавательского состава технического колледжа к осуществлению профессиональной деятельности с целью формирования профессиональной адаптивности студентов. Среди конкретных форм работы, характеризующихся особой значимостью и эффективностью в рамках формирования профессиональной адаптивности студентов технического колледжа, названы следующие: открытые встречи; совместная аналитическая и проектная деятельность преподавателей и студентов; мастер – классы; проектирование индивидуальной траектории формирования профессиональной адаптивности; наставничество; мониторинг эффективности проводимой работы, учет рекомендаций по усовершенствованию образовательного пространства технического колледжа. Выводы исследования. Автор приходит к выводу, что процесс формирования профессиональной адаптивности связан с приобщением студентов технического колледжа к продуктивным видам деятельности, к новому социальному, культурному и профессиональному опыту, а также с включением их в систему многообразных отношений в контексте образовательного пространства технического колледжа, профессиональной среды и социума в целом.

Ключевые слова: студент, технический колледж, профессиональная адаптивность, формирование профессиональной адаптивности, наставничество, мастер – класс, индивидуальная траектория формирования профессиональной адаптивности.

 

Литература:

  1. Благушина Л.Ф. Сущность, содержание и условия развития личностного потенциала студентов технического колледжа в учебно-воспитательном процессе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. — 2013. — №1-2(77). – С. 24-30.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19005456
  2. Величко Е.В., Минюрова С.А. Комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению «Я»-адаптивности как основы формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа // Педагогическое образование в России. — 2014. — №8. – С.197-201. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21997833
  3. Коликова Е.Г. Создание в образовательной организации предметно-развивающей среды через двухуровневую систему наставничества // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2017. — №4 (33). — С. 57-63. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=34939923
  4. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дисc. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Круглова Ирина Викторовна. – М., 2007. — 178 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003312796
  5. Леванова Е.А. Организация образовательного процесса в вузе на основе индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2013. — № 2. — С. 206-210. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20369359
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Прогресс, 1983. — 365 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007661707
  7. Натаров В.И. Адаптивность и её развитие у студентов в процессе совмещенной производственно- учебной деятельности: дисc. … канд. псих. наук: 19.00.00 / Натаров Владимир Иванович. — Ленинград, 1988. — 245 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008500951
  8. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 223 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009557512
  9. Ростовцева М.В. Адаптивность как отношение личности и общества: социально-философский аспект: дисc. … канд. филос. наук: 09.00.11/ Ростовцева Марина Викторовна. — Красноярск, 2010. — 171 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19240268
  10. Руфова Н.Л. Психологические условия адаптации молодых специалистов к современному рынку труда: (на примере психолого-педагогических профессий): автореф. дисc. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Руфова Наталья Леонидовна. — М., 1999. — 18 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004887933
  11. Сиволапова А.К., Гильмулина Т.П. Инструменты построения индивидуальной образовательной траектории студента // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2016. — №3(23). — С. 79-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26694983

 

Библиографическая ссылка: 

Щенникова Ю.В.  Основные направления формирования профессиональной адаптивности студентов технического колледжа // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.170-179. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.16