ISSN 2409-7616

Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Айсина Р.М., Светлакова О.Ю.

СЕМЬЯ С РЕБЕНКОМ — АУТИСТОМ В ИНКЛЮЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.41

Суслова Татьяна Федоровна — кандидат психологических наук,  доцент кафедры социальной работы, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, SPIN-код: 3221-4813, E-mail: sibir812@mail.ru

Нестерова Альбина Александровна —  доктор психологических наук, профессор кафедры социальной̆ психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, SPIN-код: 2855-3800, ORCID ID: 0000-0002-7830-9337, E-mail: anesterova77@rambler.ru

Айсина Римма Михайловна — кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л. Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, SPIN-код: 4962-0509, ORCID ID: 0000-0003-1830-6991, Researcher ID: S-8781-2017, E-mail: reiner@bk.ru

Светлакова Ольга Юрьевна — старший преподаватель кафедры специальной педагогики  Института инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Республика Беларусь, SPIN-код: 8891-0258, E-mail:olgiza923@gmail.com

Аннотация. В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования, направленного на выявление барьеров построения инклюзивного пространства в современном обществе. Отмечается, что трансформация сознания общества в сторону позитивного восприятия детей с расстройствами аутистического спектра и их семьи, обучение детей-аутистов в образовательной организации происходит крайне медленно. Аутизм в обществе отмечается как эпидемия, нуждается в лечении, несет в себе угрозы для семьи. Выявлены проблемы семьи с ребенком-аутистом, связанные с трудностями интеграции детей с расстройствами аутистического спектра в образовательную и социальную среду современного общества. Отмечено, что семья с ребенком — аутистом испытывает постоянные трудности и ограничения, часто лишена социальной и моральной поддержки близких людей и знакомых. Выделены негативные тенденции в восприятии  аутизма, ребенка с расстройствами аутистического спектра и семьи, воспитывающей особенного ребенка. Выделены стереотипные взгляды на детей с расстройствами аутистического спектра: невоспитанность, неконтролируемое поведение и др. Рассмотрена роль средств массовой информации в формировании негативного образа ребенка – аутиста и его семьи, в частности, отмечается, что СМИ изображает аутизм как негативное бедствие. Рассматриваются негативные мифы о неспособности полноценного функционирования такой семьи, которые являются одними из детерминант формирования стереотипов восприятия аутизма и стигматизации детей и семьи. Даны рекомендации, главными из которых являются  использование стратегий в сфере формирования позитивного отношения общества к детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям, таких  как формирование инклюзивной культуры в обществе и реализация инклюзивной практики и др.

Ключевые слова: инклюзия и общество, трудности интеграции ребенка-аутиста в образовательную и социальную среду общества, восприятие и отношение общества к детям с РАС.

 

Литература.

  1. Айсина Р.М., Нестерова А.А., Суслова Т.Ф., Хитрюк В.В. Аттитюды педагогов в отношении инклюзивного образования детей с РАС: обзор отечественных и зарубежных исследований // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. № 10. – С. 189 – 210. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41575563
  2. Богомолова Е.А., Спиженкова М.А. Инклюзия: проблемное поле в сознании и мышлении учителей // Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии: Коллективная монография / Под ред. Е.И. Горбачевой. Калуга, 2015. — С. 166-194. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24885101
  3. Данилова Е.А. Отношение родителей детей с инвалидностью и ОВЗ к инклюзивному образованию в республике КОМИ // Организация инклюзивного образовательного пространства: состояние и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.Ю. Перова.  Улан-Удэ: Издательство Сибирского государственного института культуры.  — 2017. — С. 146-149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26473536
  4. Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Руководство для родителей ребенка с расстройствами аутистического спектра: вопросы самооценки и социального развития ребенка. — М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство РИТМ», 2016. — 216 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25564017
  5. Светлакова О.Ю., Суслова Т.Ф. Оценка инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Адуkацыя i выхаванне. – 2019. — № 3 (327). – С. 30-36.
  6. Сигал Н.Г. Инклюзия: за и против: Монография. Казань: Изд-во «Отечество», 2017. —  200 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29293061
  7. Суслова Т.Ф. Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 10-2 (76). — С. 85-89. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.76.10.045
  8. Brede Remington А.,   Kenny L. Excluded from school: Autistic students’ experiences of school exclusion and subsequent re-integration into school // SAGE Journals. — 2017. — Vol. 9. — P. 82-91  https://doi.org/10.1177%2F2396941517737511
  9. Dosch Resisting Normal: Questioning Media Depictions of Autistic Youth and Their Families // Scandinavian Journal of Disability Research. — 2019. — Vol. 21(1). — P.150-157. DOI: http://doi.org/10.16993/sjdr.56
  10. Humphrey N., Silis V. Inclusive education for pupils with autistic spectrum disorders in secondary mainstream schools: Teacher attitudes, experience and knowledge //  International Journal of Inclusive Education. — — Vol. 32. — P. 85-92. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2011.580462
  11. Kalyva E. Collaboration Between Parents of Children with Autism Disorders and Mental Health Professinals // Recent advances in autism spectrum disorders. Dublin, Ireland. — 2012. — Vol. I. — P. 521-562. DOI: 5772/53966
  12. Kinnear S.H., Link B.G., Ballan M.S., Fischbach R.L. Understanding the Experience of Stigma for Parents of Children with Autism Spectrum Disorder and the Role Stigma Plays in Families’ Lives //Journal of Autism and Developmental Disorders March. — 2016, 0 Vol. 46. — Issue 3. — Р. 942–950. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-015-2637-9
  13. Kriger B.. Piškur B., Schutze Ch., Jakobs U., Beurskens A., Moser A. Supporting and hindering environments for participation of adolescents diagnosed with autism spectrum disorder: A scoping review // PLoS One.- 2018. Vol. 13(8):e0202071. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0202071
  14. Tissot  Working together? Parent and local authority views on the process of obtaining appropriate educational provision for children with autism spectrum disorders // Educational Research. — 2011. — Vol. 53. — Issue 1.  — P. 1-15. DOI: https://doi.org/10.1080/00131881.2011.552228

 

Библиографическая ссылка:

Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Айсина Р.М., Светлакова О.Ю. Семья с ребенком — аутистом в инклюзивном пространстве современного общества // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 450-460. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.41