ISSN 2409-7616

Нагибина О.В., Кирова А.П.

ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.15

Нагибина Ольга Валерьевнакандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных технологий Института педагогики, психологии и физического воспитания, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия, РИНЦ SPIN-код: 1594-8238, E-mail: nagibina.study@yandex.ru

Кирова Анна Павловнамагистрант Института педагогики, психологии и физического воспитания, профиль подготовки «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности», Вологодский государственный университет, Вологда, Россия, E-mail: novji-god@yandex.ru

Аннотация. Анализ статистических данных убедительно доказывает рост доли сирот и лиц, лишенных родительского попечения среди контингента воспитательных колоний для несовершеннолетних, что вызывает необходимость поиска адекватных подходов к организации профилактики девиантного поведения на ранних стадиях. Цель исследования – выявить возможности фототерапии в профилактике девиантного поведения детей группы риска. В статье опыт применения технологии позитивной профилактики девиантного поведения рассмотрен на примере использования фототерапии в индивидуальной работе с детьми-сиротами. Данная технология противопоставлена традиционному проблемно-ориентированному подходу, акцентированному на проблеме и отрицательных ее последствиях, и нацелена на развитие здоровой гармоничной личности. Фототерапия оказывает воздействие на адаптивный механизм личности, благодаря чему приводится в действие адаптивный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в системе «адаптант – адаптирующая среда». В результате оказывается влияние на ключевую причину девиантного поведения – искажение эмоционального и социального развития: неполное представление о самом себе (о личностных характеристиках, гранях своего «Я», внутренних и внешних ресурсах), доминирующие защитные формы поведения в непривычных и конфликтных ситуациях, иждивенческая позиция. В рамках статьи приводится алгоритм применения фототерапии с воспитанниками центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Каждый этап процесса предполагал влияние на составляющие адаптивного механизма: когнитивный, коммуникативный и поведенческий. Многоаспектная роль фототерапии, в том числе в формировании новых форм взаимоотношений с окружающим миром и людьми, направленных на стимулирование активности участника в разрешении личностных затруднений, получение новых знаний, умений и навыков позволяет увидеть научный и практический потенциал фототерапии и  возможности ее использования в деятельности специалистов образовательных и социозащитных учреждений.

Ключевые слова: позитивная профилактика; адаптивный механизм; девиантное поведение; дети группы риска; фототерапия.

 

Литература:

  1. Антонович И.В., Чуканова Т.В. Методы профилактики девиантного поведения подростков // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. – 2015. – № 7. — С. 247–250. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24718106
  2. Афанасьева С.А. Социальная природа фотографии // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. — С. 50–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17753455
  3. Голованова Е.И. Проблема девиантного поведения. Развитие представлений о девиантном поведении // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – № 11. — С. 206-209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17266250
  4. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», – 2016 – 755 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26549702
  5. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: монография. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, – 2005. – 274 с.
  6. Клейберг, Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: монография / Ю.А. Клейберг. – СПб.: Альфа-Пресс, – 2014. – 231 с.
  7. Коныгина И.А. Проблемы компьютерной и игровой зависимости учащихся в современной образовательной практики // Научные исследования в образовании. – 2017. – № 1. — С. 73–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28844178
  8. Ларионова И.А. Формирование готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях: монография / И.А. Ларионова, О.С. Тоистева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, – 2007. – 194 с.
  9. Майсак Н.В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: монография / Н.В. Майсак. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», – 2009. – 167 с.
  10. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. – №1. — С. 16–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14957284
  11. Михалычева И.В. Копинг-поведение младших подростков с различными рисками девиантного поведения: автореф. на соиск. ученой степ. канд. психол. наук: 19.00.05 – социальная психология Кострома, 2008. 24 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15929521
  12. Мураткина Д.Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – Том – 2014. – № 4. С. 169–172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22776590
  13. Нагибина О.В. К вопросу об эффективности профилактической работы // Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ: проблемы и пути их решения: материалы всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. (Вологда, 23 мая 2017 г.) / под ред. Н.А. Костикова. Вологда, 2017. С. 99–102.
  14. Пономарев С.Б., Тихонова Ю.В., Стерликов С.А. Динамика состояния контингента воспитательных колоний и факторы, на него влияющие // Вестник Самарского юридического института. – 2018. – №1. С. 63–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32658558
  15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, Универс, – 1994. – 480 с.
  16. Сапрунов А.Г. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: монография / А.Г. Сапрунов; Гос. учреждение «Всерос. науч.-исслед. ин-т М-ва внутр. дел Рос. Федерации». – М.: ВНИИ МВД России, – 2001. – 261 с.
  17. Селигман Мартин Э.П. Новая позитивная психология: монография / Э. П. Мартин Селигман – М.: София, – 2006. – 367 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20090124
  18. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, – 2006. – 192 с.
  19. Хазова. С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: эмпирические исследования: монография. – Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова, – 2010. – 152 с.
  20. Хазова С.А., Дорьева Е.А. Ресурсы субъекта: теория и практика исследования: монография. – Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова, – 2012. – 250 с.
  21. Щеркбакова В.П. Социально-психологический механизм адаптации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2010. – № 1. — С. 215–225. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15224190&
  22. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна, вступительная статья Д.И. Фельдштейна. Воронеж: НПО «МОДЭК», – 2001. – 416 с.
  23. Эхаева Р. М., Ибрагимова Э. С. Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения у подростков // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2016. – № 6. — С. 33–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27810009
  24. Bandura, A. On the functional properties of perceived self-efficacy revisited // Journal of Management. — 2012. — №38 (1). — P. 9–44. DOI: https://doi.org/10.1177/0149206311410606
  25. Hobfoll S.E. Conservation of resource caravans and engaged settings // Journal of Occupational and Organizational Psychology. — 2011. — vol 84. — P. 116–122. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-8325.2010.02016.x
  26. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. – 1994. – С. 265–274. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327752jpa6302_6

 

Библиографическая ссылка:

Нагибина О.В., Кирова А.П.  Фототерапия как средство профилактики девиантного поведения детей группы риска в образовательной среде // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 161-172. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.15