ISSN 2409-7616

Береза Н.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.28

Береза Наталия Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 5713-8855, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0964-7981, E-mail: n.b3r3za@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается сущность и содержание профессионально-коммуникативной культуры дизайнера; определен комплекс социально-педагогических условий, необходимых для формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера. Предложено авторское определение профессионально-коммуникативная культура дизайнера. Профессионально-коммуникативная культура дизайнера выступает как часть его профессиональной культуры, которая представляет собой качественную характеристику личности дизайнера, которая отражает повседневность продуктивного коммуникативного его проявления, обеспечивающего познание потребности рынка дизайнерской продукции, ее эстетических вкусов и успешность презентации своей эстетически богатой продукции на рынке труда. Рассмотрена внутренняя и внешняя культура специалиста-дизайнера. Выявлен и обоснован творческий компонент основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера. В статье рассматривается профессиограмма дизайнера. Она представляет собой описание особенностей и специфики профессии, а также требования предъявляемые к специалисту-дизайнеру. Охарактеризованы профессиональные компетенции дизайнера, которые формируются в условиях обучения в образовательной организации. В процессе обучения происходит профессиональная социализация будущего специалиста, которая рассматривается как процесс формирования необходимых социально-значимых и профессионально важных качеств личности, форма включения в профессиональное сообщество деятелей, работников культуры и искусства, в социокультурные процессы общества в целом. Автор считает, что непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана социокультурная среда для развития профессиональной культуры дизайнера. Результатом профессиональной подготовки в колледже будущих дизайнеров является сформированность основ профессионально-коммуникативной культуры, которая должна получить дальнейшее развитие в самостоятельной трудовой деятельности выпускника в процессе профессионально-личностного самосовершенствования.

Ключевые слова: образовательная среда, профессионально-коммуникативная культура подготовка дизайнеров, профессиограмма дизайнера, профессиональные компетенции дизайнеров.

 

Литература:

  1. Абсалямова И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в техническом колледже: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Абсалямова Ирина Ризвановна. — М.: 2007. – 166 с.
  2. Береза Н.А. Cущность и структура профессионально-коммуникативной культуры дизайнера // Ученые записки Российского государственного социального университета. — — № 7 (95). — С. 181-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20810828
  3. Береза Н.А. Педагогический потенциал образовательного процесса колледжа по формированию основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров // Ученые записки РГСУ. – 2012. — № 6 (106). – С. 148-150. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=18023711
  4. Варламова Е.Ю. Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 1-1 (77). – С. 8 –14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18823206
  5. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Профессионально-коммуникативная культура менеджера образования: сущность, структура, уровни проявления // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2014. — №2. — С. 128-133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21624670
  6. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. — 2015. — № 3 (3). — С. 15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24952318
  7. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Реализации компетенций в системе высшего педагогического образования: возможность использования смыслов и ценностей российской культуры // Вестник экономической интеграции. 2014. — № 3 (72). — С. 97-103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21752659
  8. Кашенева Р.А. Формирование профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкально-эстетического профиля в ссузе: диссертация… канд. пед. наук: 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. — Москва, 2007. — 181 с.
  9. Мардахаев Л.В. Социокультурная среда профессионального становления студента // Социальная среда и социальная политика: новые подходы и инновационные технологии: матер. Междун. научно-практической конф. / под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской, З.Х. Саралиевой. – М.: Изд-во: «Экон-информ», 2019. — С. 46-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39158573
  10. Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю. Иноязычная профессиональная компетентность будущего педагога как фактор социализации личности // ЦИТИСЭ. – 2017. – № 2 (11). – С. 15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29461691
  11. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32500684
  12. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  13. Сазонова С.А. Формирование в вузе профессиональной культуры художника декоративно-прикладного искусства: дисс… канд. пед. наук: 13.00.08 / Сазонова Светлана Анатольевна. – М., 2011. – 188 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19267651
  14. Федосеева И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. — — № 3 (7). — С. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26398867
  15. Шалашова М.М, Шевченко Н.И. Педагогический дизайн: сущностные характеристики в системе высшего образования // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 396-404. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42327462
  16. Шевченко Н.И. Критическое мышление студентов как ответ на вызовы современной цивилизации // Вестник МГПУ. Философские науки. — 2019. — №4 (32). – С. 59-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41349717
  17. Шимановская Я.В. Актуализация духовно-нравственного воспитания студентов // Человеческий капитал. 2010. — № 6 (18). — С. 126-129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24192425
  18. Яковлева И.Г., Яковлев С.А. Подходы к подготовке специалистов в высших учебных заведениях в условиях личностно-ориентированного образования // Научный вестник технологического института — филиала ФГБОУ ВПО ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина. — 2014. — №13. — С. 509-513. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22481570
  19. Bereza N.A., Galkina T.E., Kvitkobskaya A.A., Prokhorova L.V., Volenko O.I. The process of formation of the basics of designer’s professional communicative culture in a college // Global Media Journal. — 2016. – Vol. S2- — P. 21. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26002944
  20. Egorychev А.М., Akhtian A.G., Seitbattalova A.S., Chelysheva Yu.V., Levina I.D. Information support of the professional training of educational psychologists: implementation and development prospects // Man in India. — 2017. — Vol. 97, no. 16. — P. 199-212. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30761569
  21. Kvitkovskaya A.A., Meylis E.B., Prokhorova L.V., Rabets A.M., Tchinaryan E.O The right of the child for survival and healthy development and problems of its realization in the russian federation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. — 2017. — Vol. 8, no.7. — P. 2183-2187. DOI: https://doi.org/10.14505/jarle.v8.7(29).16

 

Библиографическая ссылка:

Береза Н.А. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в условиях образовательной организации // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 300-311. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.28