ISSN 2409-7616

Шалашова М.М., Шевченко Н.И.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.36

Шалашова Марина Михайловна — директор института непрерывного образования, доктор педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, SPIN-код: 1795-7909, E-mail: marinashalashova@yandex.ru

Шевченко Наталья Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, SPIN-код: 6081-2810, E-mail: nishevch@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются общие характеристики педагогического дизайна, обеспечивающие актуальное обновление содержания, образовательного процесса в современных условиях перестройки высшего образования. Отмечается широта применения педагогического дизайна в решении узкоспециальных и общих вопросов.  Педагогический дизайн рассматривается с позиции системного подхода к проектированию образовательного процесса, в котором содержание, методику и условия организации подчинены единой цели. Обозначены причины перехода к использованию моделей педагогического дизайна в условиях отказа от традиционных форм, методов учебной деятельности в образовании, как неэффективных условиях новых целей и вызовов. Рассмотрены особенности и преимущества модели SAM для создания корпоративных образовательных курсов. Эта модель создает  оптимальные условия определения и формулирования цели, оценки степени ее достижения на разных этапах проектирования программы конкретного курса. Авторы считают, что данная модель SAM применима для разработки корпоративных программ, масштабных проектов, образовательных событий, в том числе в  системе дополнительного образования. Модель включает  в себя способы работы с информацией, что весьма ценно при использовании в образовательном процессе. Такой способ работы с большим объемом информации основывается на принципе «приближения». Так в образовательной практике высшего образования появился метод последовательного приближения. Он предполагает использование преподавателем комплекта заданий (от простого к последующему усложнению), которые постепенно подводят студентов к применению освоенных знаний  в новой ситуации. Педагогический потенциал  этого метода состоит в развитии критического, логического мышления у студентов.

Ключевые слова: педагогический дизайн, педагогическое проектирование, педагогика, модель, программы.

 

Литература:

  1. Абызова Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного университета. -2010. — № 3 (3). — С. 12-16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15643501
  2. Береза Н.А. Основы профессионально-коммуникативной культуры дизайнера // Становление и развитие института социальной педагогики в России: матер. XVIII Международных социально-педагогических чтений, посвященных 20-летию подготовки социальных педагогов / под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: РГСУ. 2015. — С. 168-171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23766051
  3. Береза Н.А. Особенности профессиональной подготовки дизайнеров в условиях колледжа // ЦИТИСЭ. — 2015. — № 1 (1). — С. 33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23614660
  4. Береза Н.А. Основные подходы к изучению профессионально-коммуникативной культуры специалиста в сфере дизайна // ЦИТИСЭ. 2015.- № 3 (3). — С. 13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24952316
  5. Береза Н.А. Формирование профессионально-коммуникативной культуры дизайнера в социокультурной среде колледжа // Становление и развитие социальной педагогики: методология, теория, практика: матер. XVII Международных социально-педагогических чтений посвященных И.А. Липскому / под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: РГСУ. 2014. — С. 255-258.
  6. Введение в SAM для учебных дизайнеров [Электронный ресурс]. URL: https://community.articulate.com/articles/an-introduction-to-sam-for-instructional-designers (дата обращения: 11.11. 2019).
  7. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  8. Нелюбов С.А. Управление образовательными системами: Учебное пособие для педвузов. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. – 230 с.
  9. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. — М.: Академия, 2008. — 224 с.
  10. Подковырова В.Н. Основы педагогического дизайна [Электронный ресурс]. – URL: http://school.uni‐altai.ru/m_conf01/podko‐virova‐dezign.pdf (дата обращения: 11.11.2019).
  11. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с.
  12. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: коллективная монография /Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, Г.М. Кертаева, Ш.Т. Таубаева, др.; под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Перспектива, 2019. – 304 с.
  13. Шалашова М.М., Шевченко Н.И. Корпоративная модель повышения квалификации: новые задачи и подходы: коллективная монография // Профессиональное образование: модернизационные аспекты / Отв. ред. О.П. Чигишева. В 9-ти томах. Т. 8. – Ростов/Дону: Изд-во ООО МИЦ «Научное сотрудничество», 2016. – 214 с.
  14. Шевченко Н.И. Критическое мышление студентов как ответ на вызовы современной цивилизации // Вестник МГПУ. Философские науки.- — №4 (32). – С. 59-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41349717
  15. Mardakhaev LV., Akhtyan А.G., Ivoeva А.V., Egorychev А.М. Organizer of Youth Activity and Deontological Foundations of Organizer’s Professional Work // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2018. – Vol. 8, Issue 9, – P. 313–323. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41207547

 

Библиографическая ссылка:

Шалашова М.М,, Шевченко Н.И. Педагогический дизайн: сущностные характеристики в системе высшего образования // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 396-404. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.36