ISSN 2409-7616

Титова О.А.

К ВОПРОСУ ОБ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.35

Титова Ольга Андреевна — директор, ГБОУ лицей № 393 Кировского района г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия, Email: titovao@list.ru

Аннотация. В статье излагается основные теоретические подходы к определению успеха, как сущностной характеристики результата и процесса деятельности педагога. Анализируется специфика и представления о ситуации успеха. Раскрываются факторы успеха, которые обеспечивают результативность деятельности современного педагога. Также анализируются эмоциональные состояния человека при выполнении деятельности — успешно/неуспешно. Успех всегда соотносится с достижением конкретной цели. С точки зрения одной цели одно и то же действие может быть успешным, с точки зрения другой – неуспешным, с точки зрения третей цели – действие может характеризоваться как нейтральное (безразличное). Под успехом понимается достижение поставленной цели, превышение своих прежних результатов и социальных норм Автор приходит к заключению, что для успешной работы педагога в образовательном учреждении, крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Все компоненты социальной чувствительности (чувствительность в наблюдении; теоретическая чувствительность; номотетическая чувствительность; идиографическая чувствительность, др.), очень важны в деятельности педагога в образовательном учреждении при работе с детьми, педагогами и семьёй воспитанников. Они значительно влияют на успешность профессиональной деятельности педагога. Автор убежден в том, что успех профессиональной деятельности педагога – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился в своей профессиональной деятельности, либо совпал с его надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы профессиональной деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Автор заключает: успех профессиональной деятельности  педагога может быть определен как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, человека и результатами ее деятельности.

Ключевые слова: успех, ситуация успеха, факторы успеха, уровень притязаний, успешность профессиональной деятельности.

 

Литература:

  1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих психологов // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 5. — С. 104-109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41273199
  2. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию. – М.: Прайм-еврознак, 2000. — 816 с.
  3. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск: ЮУКИ, 2004. – 171 с.
  4. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. — 242 с.
  5. Егорычев А.М., Ивоева, А.В. Особенности становления и развития педагогической деонтологии // Ученые записки РГСУ. – 2017. – № 1(140). – Том 16. – С. 107 – 114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29118485
  6. Егорычев А.М., Федосеева И.А. концепция управления системой образования в современном высшем учебном заведении на основе синергетического подхода // Вестник экономической интеграции. — 2012. — № 8 (52). — С. 167-173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18726411
  7. Ефремова О.И. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах. – М.: Гардарики, 1999. – С. 321 – 325.
  8. Кертаева Г.М., Мардахаев Л.В. Формирование деонтологической направленности сознания будущих педагогов // ЦИТИСЭ.– 2015. – № 4(4). – С. 17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25345881
  9. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе / Traktat o dobrej robocie. Wydanie trzecie, poprawione i rozszerzone / под ред. проф. Г.Х. Попова; пер. с польск. Л.В. Васильева и В.И. Соколовского. — М.: Экономика, 1975. — 271 с.
  10. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
  11. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001. – 572 с.
  12. Либин А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Эксмо, 2008. – 400 с.
  13. Мардахаев Л.В. Деонтологические основы социальной педагогики // Социальная педагогика: вызовы XXI века: сб. матер. Междун. конгр. спец. соц. сферы. 22-23 сентября 2011 г. / отв. ред. Е.А. Юрина. – Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – С. 146 – 153.
  14. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Современные педагогические парадигмы непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. — № 2 (24). — С. 146-152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17875316
  15. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  16. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
  17. Общая психология / под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. — М.: Эксмо-Пресс, 2006 — 560 с.
  18. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-практ. Пособие. — М.: Роспедагентство: Гном-пресс, 1997. – 173 с.
  19. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с.
  20. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
  21. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у студенческой молодежи. М.: Академия, 2000. – 216 с.
  22. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: коллективная монография / Л.В. Мардахаев, Г.М. Кертаева, А.М. Егорычев, др.; под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Перспектива, 2019. – 304 с.
  23. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд: Владос — Пресс, 2003. — 176 с.
  24. Федосеева И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. — 2016. — № 3 (7). — С. 26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26398867
  25. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика. — 2015. — № 1.- С. 72-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23602025
  26. Чернышова В.М. Социально-культурная деятельность как средство профилактики профессиональной деформации педагога. Диссерт. на соиск. учёной степени канд. пед. наук. Тамбов. 2010 г.

 

Библиографическая ссылка:

Титова О.А. К вопросу об успешности профессиональной деятельности педагога // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 387-395. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.35