ISSN 2409-7616

Дмитриев Д.С.

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕШЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.21

 Дмитриев Денис Сергеевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и бизнес-информатики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия, РИНЦ SPIN-код: 6377-0299, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4945-8832, E-mail: denisdmitriev000@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается проблема отбора педагогического дидактического инструментария профессорско-преподавательского состава вуза для решения актуальных инновационных задач профессиональной деятельности. Ориентация образовательного процесса на инновационную направленность предъявляет требования личностной и профессиональной компетентности преподавателей вузов. На основе принципа идентификации должностных обязанностей, требований профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в рамках анализа специфики методической деятельности преподавателя вуза определяется структура компонентов готовности преподавателя вуза к применению дидактического инструмента – средств электронного обучения, включающая ценностно-мотивационный компонент, когнитивный компонент, методико-операциональный компонент, оценочно-рефлексивный компонент. Сущность и специфика методической деятельности преподавателя, а также методологические подходы (пространственный, андрагогический, матричный, средовый, продуктный, деятельностный, компетентностный), используемые для анализа, позволяют определить содержание компонентов готовности преподавателей к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности. Анализ изменений методической деятельности в контексте решения инновационных задач позволил выделить уровни готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения (базовый уровень, продвинутый уровень, творческий уровень), а также структуру видов готовности (мотивационная готовность, методическая готовность, технологическая готовность, экспертная готовность).

Ключевые слова: электронное обучение, средство электронного обучения, открытое образование, информационная образовательная среда вуза, готовность преподавателя вуза.

 

Литература:

  1. Соловова Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.08. — Самара, 2011. — 571 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19262925
  2. Соловова Н.В. Процессный подход к управлению методической работой в вузе: монография. — Самара: Изд-во «Универс-групп», — 2009. — 300 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20113592
  3. Борисова С.П. Средства электронного обучения в профессиональной подготовке студентов – будущих экономистов // Вестник Самарского государственного университета. — 2009. — № 73. — С. 168–173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14777316
  4. Буторина Т.С., Ширшов Е.В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. // Открытое образование. — 2001. — № 4. — С. 38–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23998083
  5. Коротаева Е.В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 4. — С. 38–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23588886
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23588886
  7. Виноградова Г.А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога // Вестник Самарского государственного университета. Сер.: История, педагогика, филология. — 2015. — № 4 (126). — С. 197–200. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23495214
  8. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / под ред. Ю.П. Зиненко, И.А. Володарской. — М.: Изд. Московского университета, 2007. — 120 с.
  9. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. — Самара: СамГПУ, 2002. — 400 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21332829
  10. Дмитриев Д.С. Модель формирования когнитивного компонента готовности преподавателей вуза к разработке МООК // Образовательные технологии и общество. — 2015. — № 2. — Т. 18. — С. 638–652. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23457159
  11. Бережная И.Ф. Педагогическая технология проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов в процессе профессиональной подготовки // Преподаватель XXI век. — 2016.- № 2. — Т. 1. — С. 44–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26134866
  12. Дронова Т.А. Педагог – центр образовательной системы // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 6. — С. 85–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23298692
  13. Дронова Т.А., Дронов А.А. Сущность педагогического творчества // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2014. — № 1 (262). — С. 73–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21725640
  14. Пеняева С.А. Рефлексия как условие становления компетентного специалиста // Высшее образование в России. — 2007. — № 4. — С. 31–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21725640
  15. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. — СПб.: Питер, 2004. — 316 с.
  16. Воронина Л.В., Пестов С.А. Использование творческих проектов для формирования информационной компетентности педагогов технологического образования // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 6. — С. 28–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21071358
  17. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография. М.: Логос, 2009. — 336 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18419786
  18. Руднева Т.И., Соловова Н.В. Преподаватель вуза: новая парадигма высшего образования, стратегии педагогической деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. — 2016. — № 4. — С. 103–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28158079
  19. Шумакова А.В. Сравнительная характеристика пространственного и системного подхода в проектировании современного образовательного процесса // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. — 2006. — № 1. — Т. 56. — С. 40–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9305463
  20. Чепкова О.Н. Пространственный подход к организации современного образования, воспитания и развития детской одаренности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2011. — № 6. — С. 136–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17240755
  21. Марон А.Е., Монахова Л.Ю., Соколов В.И. Практическая андрагогика. Книга 4. Информатизация образования взрослых: монография. — СПб.: УРАО ИОВ, 2011. — 350 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19915359
  22. Монахов В.М., Ерина Т.М. Матричный подход к моделированию педагогических объектов в дидактических и методических исследованиях // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2015. — № 4. — Т. 3. — С. 28–39.
  23. Стрекалова Н.Б. Средовой подход как фактор формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов гуманитарных специальностей: автореферат дис. … канд. пед. наук. — Самара, 2009. — 25 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15937755
  24. Шек Г.Г. Средовый подход как педагогическая инновация и условия его освоения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01.- Елец, 2001. — 148 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15990048
  25. Бездухов В.П. Сущность гуманизации образования // Известия Российской академии образования. — 2009. — № 2. — С. 16–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12796029
  26. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34–42. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=638331
  27. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 17–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9573587
  28. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Основы реализации инновационных проектов в условиях университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — №2 (151). — С. 132-139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18959832
  29. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. — М.: Логос; Университетская книга, 2007. — 490 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20103793

 

Библиографическая ссылка: 

Дмитриев Д.С. Сущность и структура подготовки преподавателя образовательной организации высшего образования к решению инновационных образовательных задач // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 225-241. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.21