ISSN 2409-7616

Шаповалова И.А.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (АКАДЕМИИ): ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.15

Шаповалова Ирина Александровна — доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, Институт традиционного прикладного искусства,  Московский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств» (академия)», Москва, Россия, E-mail: ia.shapovalova51@yandex.ru

Аннотация. Настоящее исследование носит аналитический характер. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы взаимодействия и творческого сотрудничества субъектов образовательного процесса, как условия становления высшей школы народных искусств (академии). Представлен аспектный анализ истории создания и становления Высшей школы народных искусств (академии), ориентированной на подготовку квалифицированных профессионалов по направлению «традиционно-прикладное искусство и народные промыслы». Определены условия устойчивого развития учебной, профессиональной, научно-исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса. Уточнены оценочные характеристики диссертационных исследований преподавателей Института традиционного прикладного искусства (Московского филиала академии), представляющих научную школу академика РАО В.Ф. Максимович, ресурсно значимых для устойчивого развития ВУЗа, поддержки российского традиционного прикладного искусства. Автор, анализируя социокультурные процессы и тенденции, наблюдаемые в России с начала 90-х годов, отмечает справедливость выводов и соглашается с ними, которые касаются того, что на рубеже веков глобализацией создан прецедент возвращения интереса человека к «своим корням», к глубинам исторической памяти. Современная молодежь проявляет значительный интерес к прошлому своей страны, признания многие смыслы и ценности прошлого опыта, в частности трудовой деятельности родителей и прародителей, смысловой значимости традиционного уклада жизни своего народа. Указываются основные причины таких изменений: ощущение рисков масштабного нивелирования чувства принадлежности к своему этносу, нации, государству в условиях глобализации; осознание опасности утраты своей национальной культуры, истории, языка своего народа.

Ключевые слова: историческая память, эстетические вкусы народа, традиционное прикладное искусство и народные промыслы, творческое наследие, интеллектуальная одарённость, эмоциональная отзывчивость, непрерывное образование, российское народное искусство, диссертационное исследование, научная школа.

 

Литература:

  1. Агапова И.Э. Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — М.: 2009. — 24 с.
  2. Ванюшкина Л.М. Теория народного искусства М.А. Некрасовой: основные понятия // Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии): коллективная монография / под науч. ред. В.Ф. Максимович. — СПб.: Высшая школа народных искусств (академия). 2018. — с.14-27.
  3. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Творческие задания в системе подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов // Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии): коллективная монография / под науч. ред. В.Ф. Максимович. — СПб.: Высшая школа народных искусств (академия). 2018. — с. 143-155.
  4. Высшая школа народных искусств: инновационная модель непрерывного профессионального образования: коллективная монография / под общ. ред. В.Ф. Максимович. – СПб: ВШНИ, 2014. — 112 с.
  5. Дракина И.К. Организация учебного процесса подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства: идеи, сущность, методы реализации // Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии): коллективная монография / под науч. ред. В.Ф. Максимович. — СПб.: Высшая школа народных искусств (академия). 2018. — с. 82-89.
  6. Камнева С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — М.: 2013. — с. 22.
  7. Лихачев Д.С. Земля родная. — М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
  8. Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционно-прикладном искусстве / под ред. В.Ф. Максимович, Н.Н. Шамрай. – СПб.: ВШНИ, 2011. — 167 с.
  9. Максимович В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России… И очень успешно! // Ректор ВУЗа. — М.: Изд. Дом «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2011. — с. 22-28.
  10. Максимович В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М.: 1989. — 16 с.
  11. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционно-прикладного искусства). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. — М.: 2000. — 43 с.
  12. Молодежь и молодежная политика: новые смысл и практики. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5 / под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской, Ю.А. Зубок. – М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. №1. — 324 с.
  13. Некрасова М.А. Послесловие. Сто лет спустя. Взгляд на перспективу // Народное искусство. Русская традиционная культура и православие XVIII-XXI вв. Традиции и современность / Автор-составитель, научный редактор М.А.Некрасова. — М.: Союз Дизайн. 2013. — с. 589-607.
  14. Салтанова Ю.С. Содержание обучения цветоведению будущих художников традиционного прикладного искусства. Автореферат но соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — М.: 2010.- 24 с.
  15. Тихомиров С.А. Народные художественные промыслы как ресурс устойчивого развития региона и сохранения художественно-исторической среды // Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии): коллективная монография / под науч. ред. В.Ф. Максимович. — СПб.: Высшая школа народных искусств (академия). 2018. — с. 54-67.
  16. Федотова О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи». Автореферат но соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — М.: 2005. – 22 с.
  17. Шаповалова И.А. Диалог культур: воспитание молодежи собственным национальным искусством // Русское культурное пространство. Коммуникативные аспекты: сб. XIX Международной научно-практической конф. / сост. А.П. Забровский, Е.Н., Ковтун. – М., 2019. — с. 81-88.

 

Библиографическая ссылка: 

Шаповалова И.А. Взаимодействие и творческое сотрудничество субъектов образовательного процесса как условие становления Высшей школы народных искусств (академии): история и перспективы развития // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 168-174. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.15