ISSN 2409-7616

Шайхулов Р.Н., Волосникова А.А.

НАУЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЦВЕТОВЫХ СХЕМ И КОЛОРИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ В ЖИВОПИСИ ЕРИКА ХУСАИНОВА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.03

Шайхулов Рамазан Нурисламович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры архитектуры, дизайна и декоративного искусства, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3159-9630, E-mail: ramazan61@inbox.ru

Волосникова Анастасия Александровна — ассистент кафедры дизайн архитектурной среды, института архитектуры и дизайна, Тюменский индустриальный университет, член СА РФ, Тюмень, Россия, E-mail: nastya-shtorm@yandex.ru

Аннотация. Принято считать, что творчество художника — это спонтанный процесс, в котором преобладающими факторами являются вдохновение, наитие, дар, и даже какие-либо случайности. И что искусство невозможно рассматривать с позиций науки. Но теоретики и практики художественной педагогики убеждены в обратном – без системного научно обоснованного подхода, без знания дидактических основ и методов обучения невозможно обучить изобразительному искусству. И тому доказательство научные труды классиков художественной педагогики П.П. Чистякова, Д.Н. Кардовского, Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Е.В. Шорохова и многих их последователей, современных продолжателей данной науки. И одним из ярких представителей данной школы является безвременно ушедший из жизни кандидат педагогических наук, доцент, член Союза художников России Ерик Сапарович Хусаинов (1960-2015). В данной статье рассматривается его творчество, живописное, учебно-методическое и научное наследие. Статья содержит анализ живописных произведений Е. Хусаинова с позиций законов цветоведения, гармонии цветовых сочетаний, композиции и стиля, с привязкой к методике обучения изобразительным дисциплинам, где первостепенное значение имеет цветовая гармония. Анализ его живописных произведений доказывает, что, только опираясь на научные основы живописи, композиции, цветоведения и колористики возможно создание произведений живописи и тем более обучение основам живописи студентов художественных вузов.

Ключевые слова: живопись, композиция, цвет, освещение, колорит, цветовое видение, живописное видение, цветоведение, цветовая гармония, натюрморт, пейзаж, художественная педагогика, методика обучения.

 

Литература:

  1. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. — 172 с.: ил.
  2. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1967. — 184 с.
  3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин.-тов. М.: Просвещение, 1977. — 188 с.
  4. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.; Л.: Академия, 1930. — 290 с.: ил.
  5. Виргилис Н.Ю., Зинченко В.П. Проблемы адекватности образа // Вопросы философии. — 1967. № 4. — С. 55–65.
  6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. — 320 с.: ил.
  7. Гинсбург И. Чистяков и его педагогическая система. Л.; М.: Искусство, 1940. — 204 с.: ил.
  8. Ерик Хусаинов, памяти художника: (каталог творческих работ, воспоминания о художнике) / Авт.-сост. Р. Н. Шайхулов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. — 108 с.
  9. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. — 158 с.: ил.
  10. Исаева М.В. Цветоведение и основы колористики: Учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. — 307 с. (Учебная книга. Вып. 12).
  11. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней): В 5 т. Т. 3. Алматы: Атамұра, 2010. — 768 с.
  12. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л.Монаховой. –М.: Изд. Д.Аронов, 2001. — 96 с.; ил.
  13. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М.: РИК «Культура», 1996. — С. 400.
  14. Кузин В.С. Психология: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982. 256 с.: ил.
  15. Молева Н.М., Белютин Э.И. П. Чистяков – теоретик и педагог. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1953. — 229 с.: портр., ил.
  16. Новикова М.М. Кризис искусства как симптом культурного надлома // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы II Российского философского конгресса: Философская антропология и философия культуры. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. — С. 45–46.
  17. Новикова М.М. Художественная культура ХХ века: искусство без алтаря? // Художественная культура как феномен: Материалы межрегиональной научно-теоретической конференции. Тюмень: Изд. ТГИИиК, 2002. — С. 43–48.
  18. Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. — 201 с.
  19. Пучков А.С. Основные положения системы Д.Н. Кардовского в преподавании живописи // Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сборник научных трудов. Вып. 1. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1968. — С. 75–88.
  20. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. М.: Просвещение, 1980. — 239 с.: ил.
  21. Составова Е. Первый вуз в Югре: формулы успеха. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. — 243 с.
  22. Факультет искусств и дизайна НВГУ / Авт.-сост. М.М. Новикова, Р.Н. Шайхулов; под общ. ред. А.А. Павловской. Нижневртовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. — 124 с.
  23. Федоров-Давыдов А. Русское искусство промышленного капитализма. Вып. 11. М.: Мосполитграф, 1929. — 247 с.: ил.
  24. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. М.: Стройиздат, 1973. — 117 с.
  25. Хусаинов Е.С. Формирование умений передачи характера освещения в живописи портрета у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003. — 18 с.
  26. Шайхулов Р.Н. Развитие живописного видения студентов начальных курсов художественных вузов: Дис. … канд. пед. наук. М., 2008. — 125 с.: ил.
  27. Шегаль Г.М. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1957. — 75 с.: ил.
  28. Шнирельман В.А. Постмодернизм и исторические мифы в современной России // Вестник Омского ун-та. 1998. Вып. 1.

 

Библиографическая ссылка: 

Шайхулов Р.Н., Волосникова А.А. Научные и методические принципы построения цветовых схем и колористического строя в живописи Ерика Хусаинова // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 27-46. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.03