ISSN 2409-7616

Шабанов А.Г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.48

 Шабанов Артем Геннадьевич — доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, ORCID 0000-0002-8478-5348, E-mail: shabanov_11.01.84@mail.ru

Аннотация. В статье показана актуальность изучения проблем современной молодежи с целью формирования лидерских качеств во внеурочной деятельности в студенческой среде. Цель статьи – определение педагогических аспектов формирования лидерских качеств молодежи во внеурочной деятельности. Одной из задач, связанных с личностным ростом студентов вуза, является оказание им помощи, в поддержке их инициативы в самостоятельном решении возникающих задач. Профессорско-преподавательский состав вуза, штатные работники профсоюзной организации студентов, заместители деканов по воспитательной работе, выступают экспертами в том, как помочь студентам в раскрытии их собственных возможностей, как стать эффективнее в плане личностного роста, самоопределения и реализации своего потенциала. Автор приходит к выводу о необходимости активизации данного направления воспитательной работы в вузе – построение такой жизнедеятельности, которая позволяет ставить и осуществлять важные личные цели каждому студенту. Каждое внутреннее достижение и увеличение его благосостояния, идет за счет его личного труда. Важно помнить в работе, что используется строгая последовательность этапов, система подходов и техник, что бы каждый студент мог понять все правила и нормы общения и взаимодействия, как в системе вузовского обучения, так и за его пределами. Построенный диалог студента с опытными наставниками, предлагает, что бы они как можно подробнее исследовали изучаемую проблему, рассмотрели ее со всех сторон и сделали правильный выбор.

Ключевые слова: студенчество, студенческая среда, обучающийся, внеурочная деятельность, лидерство, лидерские качества.

 

Литература:

  1. Береза Н.А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: матер. всероссийской научно-практической конф. с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой, 2017. — С. 68-75.
  2. Егорычев А.М. Национальное образование как основной фактор социального развития России: традиции и современность // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. — 2009. — № 4. — С. 78-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25371630
  3. Егорычев А.М. Социальное становление человека: развитие, воспитание и социализация на смыслах и ценностях национальной культуры // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 5. — С. 78-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27509669
  4. Квитковская А.А. Содержательно-организационные основы формирования поликультурной компетентности студентов ВУЗА // Человеческий капитал. — 2015. — № 1 (73). — С. 112-116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23466401
  5. Лаврентьева З.И. Социальное развитие личности: педагогический аспект // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2006. – Т. 12. — № 2. – С. 35–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28188009
  6. Леванова Е.А., Серых А.Б., Пушкарева Т.В., Трегубова Л.В. Образовательная среда вуза // Глобальный научный потенциал. – 2012. – № 10 (19). – С. 212–213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20377459
  7. Леванова Е.А., Шубина И.В. Педагог-тьютор и его роль в образовательной среде вуза на основе деятельностного подхода // Право и образование. – 2017. – № 2. – С. 32–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28121201
  8. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  9. Мардахаев Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека // ЦИТИСЭ. — 2016. — № 4 (8). — С. 5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26747394
  10. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. 2015. № 1(1). — С. 16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23614641
  11. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, В.В. Сизикова, Л.В. Мардахаев, Т.К. Ростовская, Я.В. Шимановская, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ. 2019. – 352 с.
  12. Ромм Т.А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 26–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19033404
  13. Ромм Т.А. Теория воспитания в изменяющемся обществе // Вопросы воспитания. – 2014. – № 1. – С. 57–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21571236
  14. Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. // Социальное самочувствие современной российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ. 2018. — № 1 (14). — С. 10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35217403
  15. Социальная педагогика в сохранении и развитии социального здоровья подрастающего поколения российского общества: коллективная монография / А.М. Егорычев, В.В. Сизикова, Л.В. Мардахаев, Т.К. Ростовская, Я.В. Шимановская, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ. 2017. – 232 с.
  16. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: коллективная монография / Е.И. Артамонова, А.М. Егорычев, Г.М. Кертаева, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, И.А. Федосеева, др.; под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Изд-во РГСУ. 2019. – 304 с.
  17. Федосеева И.А. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном обществе // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. — 2012. — № 6. — С. 155-159. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21259359
  18. Шабанов А.Г. Социальная активность молодежи как социопедагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 384–393. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18040806
  19. Шабанов А.Г. Организация социально-педагогической деятельности в молодежной среде // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 6. – С. 56–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36766059
  20. Шабанов А.Г. Выявление и анализ основных проблем современного студенчества средствами общественных организаций // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 1. – С. 39–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37166177
  21. Ruys K., Stapel D. The Secret Life of Emotions // Psychological Science. — 2008. – Vol. 19. – P. 385–391. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2008.02097.x
  22. Theorien und Konzepte der pädagogischen Anthropologie / H. J. Petersen und G.B. Reinert. – Donauwörth, 1994. – 312 p.

 

Библиографическая ссылка: 

Шабанов А.Г. Теоретические аспекты формирования лидерских качеств молодежи во внеурочной деятельности ВУЗа // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 509—517. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.48