ISSN 2409-7616

Смирнова М.А., Савельева Е.В.

РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦИКЛОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.38

Смирнова Маргарита Александровна — профессор кафедры «Дизайн и прикладное искусство», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского», Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 2149-0834, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3913-3906, Е-mail: strelez-45@bk.ru

Савельева Евгения Вадимовна — доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», Москва, Россия, РИНЦ SPIN-код: 2694-0051,  ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7186-9315, Е-mail: fblfa@yandex.ru

Аннотация. Патриотическое воспитание – одна из главных задач, поставленных перед современной системой образования государством. В нашей стране накоплен большой опыт в решении этой задачи. Однако в настоящее время требуется корректировка форм, методов и средств приобщения молодого поколения к социокультурным, патриотическим ценностям нашего общества в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, ценностными ориентирами, потребностями и особенностями современного молодого поколения. В этом и заключается актуальность работы. Цель работы – продемонстрировать возможности реализации задач патриотического воспитания на занятиях по дисциплинам гуманитарного и художественного циклов со студентами-дизайнерами. При выполнении исследования были задействованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, систематизации и классификации, а также метод анализа продуктов деятельности и беседа с обучающимися. Показана роль патриотического воспитания как важнейшего компонента ценностно-нормативной системы личности. Патриотическое воспитание показывается как часть педагогического процесса по приобщению к социально-культурным, политическим, экономическим и моральным ценностям современного общества. Демонстрируются возможности патриотического воспитания посредством реализации метапредметных связей на примере занятий по дисциплинам гуманитарного и художественного циклов. Такой подход позволяет получить результаты как в гражданско-патриотическом, так и военно-патриотическом аспектах воспитания личности. Задача авторов состояла в попытке наполнить понятие патриотизма в процессе обучения живым, привлекательным содержанием, что в полной мере отвечает современному ориентиру на воспитание социально-ответственной личности со сформированной устойчивой ценностной системой. Практическая значимость исследования состоит в возможности и целесообразности введения полученного опыта в педагогическую практику, позволит совершенствовать формы и методы работы в процессе гражданско-патриотического воспитания личности. Описанные в работе формы и методы патриотической работы с молодежью показали свою эффективность.

Ключевые слова: патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, формы и методы работы, метапредметный подход, ценностная модель.

 

Литература:

  1. Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее // Вопросы образования. — 2011. — № 3. — С. 287–300. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=16853206
  2. Ахметшина Г.Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. — 2014. — № 3 (41). — С. 83-85. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=22258916
  3. Голунов С.В. Патриотическое воспитание в России: за и против // Вопросы образования. — 2012. — № 3. — С. 258–273. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=18023058
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/docs/21341/ (дата обращения: 04.02.2019).
  5. Десяев С.Н. Пространство патриотизма // Интеграция образования. — 2004. — № 3. — С. 65-71. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=18245496
  6. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 5. — С. 14-19. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=15232049
  7. Зиновьев В.П., Суляк С.Г. Российский патриотизм сегодня // Русин. — 2015. — №2 (40). — С. 7-20. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=23651248
  8. Корм М.М. Сколько лет патриотизму? // Родина. — 1994. — № 10. — С. 16-21. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=38199787
  9. Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм – основа формирования новой российской идентичности. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. -258 с.
  10. Кукенков В.И. Колориты древнерусской иконописи // Инновации в дизайне и дизайн-образовании. Екатеринбург: РГППУ, 2017. -С. 128-133.
  11. Лопаткин В.М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000 – 162 с.
  12. Монастырский Д.В. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2017. — № 9 (3/1). — С. 87–91. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=29371212
  13. Мурзина И.Я. Концепт «Отечество» в патриотическом дискурсе // Вестник славянских культур. — 2017. — Т. 46. — С. 39-50. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32646182
  14. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. — 2019. — Том 21. — № 2. — С. 155-175. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=37057223
  15. Непомнящий А.В., Писаренко В.И. Интегральный подход как методологическая основа инновационного образования // Известия ТРТУ. — 2006. — №13 (68). — С. 3-17. h URL:ttps://elibrary.ru/item.asp?id=12534263
  16. Осадчий О.В. Интеграция образования и воспитания гражданственности молодежи в полиэтническом социуме // Интеграция образования. — 2005. — № 4. — С. 36-38. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=11992869
  17. Савельева Е.В. Проект введения этнокультурного компонента в содержание образовательного процесса на факультете технологии и предпринимательства МГПУ. — М.: МГПУ, 2008. — С. 36.
  18. Савотина Н.А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи // Педагогика. — — № 7. — С. 37-45.
  19. Саратовцева Н.В. Направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи // Интеграция образования. — — № 3. — С. 31-35. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=15269519
  20. Сафонова Т.М. Основы гражданского воспитания и образования // Вопросы гуманитарных наук. — 2006. — № 5. — С. 204-205.
  21. Сиволобова Н.А., Котлова Е.П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современном российском обществе // Образование личности. — 2014. — № 1. — С. 63-67. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=22798451
  22. Смирнова М.А. Ассоциативная композиция //Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. Москва, 2018. — С. 407-412.
  23. Стенографический отчёт о встрече президента с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Краснодар. 12 сентября 2012 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения: 25.03.2019).
  24. Твердынин Н.М. Что может дать образовательная область «Технология» для патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе? // Вестник Московского университета МВД России. — — № 10. — С. 186-188. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=11749759
  25. Твердынин Н.М., Хурманенок Д.А. Развитие политического самосознания обучаемых при изучении социально-гуманитарных предметов // Образование. Наука. Научные кадры. — 2017. — № 2. — С. 181-185. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=29035010
  26. Фан И.Б. Дискурс патриотизма: от многообразия к монополии // Дискурс-Пи. — 2013. №. 1–2 (Т. 10). — С. 147–154. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=23338817
  27. Федорова С.И. Обращение к героическому прошлому – важнейшая доминанта современного общества (по данным социологического исследования) // Интеграция образования. — 2013. — №1 (70). — С. 60-64. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=18997436
  28. Хутин А. Ф. Патриотизм как основа национальной идеи // Интеллект XXI века: проблемы и перспективы развития науки и образования: сб. матер. научно-практических конференций и профессиональных конкурсов. Избранное / под ред. А.Ф. Хутина, Л.А. Трусовой. — Чехов, 2015. — С. 168-172.
  29. Ципко А.С. Ценности и борьба сознательного патриотизма. М.: Изд-во ЛКИ, 2009. — С. 288.
  30. Чапаев Н.К., Акимова О.Б. Интегративный подход к созданию акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования // Научный диалог. — 2012. — № 10. — С. 8-18. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=18067969

 

Библиографическая ссылка: 

Смирнова М.А., Савельева Е.В. Опыт реализации задач патриотического воспитания в рамках дисциплин гуманитарного и художественного циклов //  ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 408 — 422. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.38