ISSN 2409-7616

Бакиева Э.В., Саттарова Г.А., Баширова Э.В., Николаева Н.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Эльвира Валерьевна Бакиева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической географии, картографии и геодезии, географический факультет ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (Россия, Уфа), E-mail: bakieva@mail.ru

Гульнара Ансафовна Саттарова — кандидат географических наук, доцент кафедры туризма, геоурбанистики и экономической географии, географический факультет ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (Россия, Уфа), E-mail. satt-gu01@mail.ru

Эльза Владимировна Баширова — кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания биологии, химии и географии, Институт развития образования Республики Башкортостан (Россия, Уфа), E-mail.: elza_bashirova@mail.ru

Надежда Владимировна Николаева — студент географического факультета, профиля «Физическая география» «Башкирский государственный университет» (Россия, Уфа), E-mail: 89191457993@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается организация коллективно-распределительной мыследеятельности на уроках географии. Коллективное мышление направлено на развитие навыков работы с информацией и умений анализировать и применять данную информацию. Показывается роль организованного учителем географии коллективного поиска учениками ответов на поставленную проблему. Отмечается, что интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями, сопровождается включением механизма творчества и ориентировочно-исследовательской реакции. Дается характеристика видов мышления дошкольников и школьников по С.Л. Рубинштейну. Авторы отмечают, что к предпосылкам абстрактно-теоретического мышления относится точное знание сути дела и способности критически оценивать собственные суждения, а также умение самостоятельно овладевать недостающими специальными знаниями.  Подчеркивается, что учащиеся 6-8 классов строят свои комбинации по особенному: они еще не осознают трудностей и полагают, будто способны так или иначе объяснить решительно всё. В статье также приводится анализ результатов опроса мыслительной деятельности учащихся на уроках географии: при поиске ответа на вопрос в какой части Урала выпадает больше осадков, в Зауралье или Предуралье? Авторы отмечают, что обучение географии в средних классах современной школы способствует развитию мышления учащихся. Систематическая работа над формированием понятий и постоянные упражнения в их использовании должны находиться в центре педагогического процесса. «Коллективно-распределительная мыследеятельность» даёт двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, а также способствует деловому общению.

Ключевые слова: групповые формы обучения, коллективно-распределительная мыследеятельность, мышление учащихся, мыслительные операции, уроки географии.

 

Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика. 1989. – 192 с.
  2. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа. 2006. – 218 с.
  3. Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А., Якимов М.С. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. №2. С. 35-37.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996. – 544 с.
  5. Даркин Р.М. Теория и методика обучения географии: Учебное пособие. Пенза: Изд-во им. В.Г. Белинского. 2003. – 188 с.
  6. Дорн В. и Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии. Пер. с нем. И.М. Шрайбера. Под. ред. Л.М. Панчешниковой. М., «Педагогика». 1970. – 240 с.
  7. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии: практ. пособ. для молодых учителей. М., Изд-во «Московский лицей». 2006– 371 с.
  8. Едокимов М.Ю., Сиротин В. И., Терещенко В.Г. География России. 8-9 кл.: метод. пособ. М.: Дрофа. 2006. – 204 с.
  9. Калинин Ф.Л. практические работы по физической географии. Москва. 1957. 114 с.
  10. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология Башкортостана. – Изд. 2-е. – Уфа: Китап. 1999. – 160 с.
  11. Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов и др. Методика обучения географии в школе: Учеб. Пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. Заведений и учителей географии. М.: Просвещение; Учебная литереатура. 1997. – 320. с.
  12. Рахманов В.В. Гидроклиматическая роль лесов. 1984 г.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998. – 256 с.
  14. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 1962. – 287 с.
  15. Сост. и ред. В.В. Анненкова и Дж. Д. Демко. Наука и искусство географии: Спектр взглядов учёных СССР и США. – М.: Прогресс. 1989. – 200 с. (76 с.)
  16. [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://geographyofrussia.com (дата обращения: 07.07.2019)