ISSN 2409-7616

Бакиева Э.В., Хизбуллина Р.З., Гизатшина Г.М., Брехова И.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «КАРТОГРАФИЯ И ГЕОИНФОРМАТИКА»

Эльвера Валерьевна Бакиева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической географии, картографии и геодезии, Башкирский государственный университет (Россия, Уфа), E-mail: ev-bakieva@mail.ru

Резеда Зиязетдиновна Хизбуллина — кандидат педагогических наук, доцент кафедры  физической географии, картографии и геодезии, Башкирский государственный университет (Россия, Уфа), E-mail:hizbullina@yandex.ru

Гульназ Маратовна Гизатшина — старший преподаватель кафедры физической географии, картографии и геодезии, Башкирский государственный университет (Россия, Уфа), E-mail:gulnazgizatshina@yandex.ru

Ирина Николаевна Брехова — магистрант кафедры физической географии, картографии и геодезии, Башкирский государственный университет (Россия, Уфа), E-mail: irina.bryohowa@yandex.ru

Аннотация. Профессиональная компетенция в образовательном процессе, направленная на владение методами составления и редактирования тематических карт, является основополагающим критерием профессиональной подготовки специалистов-картографов. Выпускники, устраиваясь на работу, к сожалению, не всегда готовы качественно выполнять работу, поскольку соответствующая компетенция сформирована не в полной мере.  В целях формирования профессиональной компетенции у каждого обучающегося, были разработаны задания, направленные на получение знаний, умений и навыков соответствующие компетенции. Для проведения исследования в работе были использованы следующие методы: анализ и систематизация обработки данных, картографический метод, информационно-коммуникационные технологии. Студентам во время практических занятий были предложены задания, которые направлены на формирование компетенции ПК-5 Федерального государственного образовательного стандарта по направлению: 05.03.03 «Картография и геоинформатика». Данная компетенция направлена на овладение методами составления, редактирования тематических карт в традиционной аналоговой и цифровой формах, на умение создавать новые виды и типы карт. Перед составлением карты, студенты изучали физико-географическую характеристику территории и содержание тематики карты. Знакомились с имеющимися работами в данной области, составляли основные и дополнительные источники, необходимые для построения карты. Карты были построены с использованием графического редактора CorelDRAW. Компетенция, сформированная во время выполнения практической работы, необходима в дальнейшем для составления других тематических карт. Новизна предложенных заданий заключается в заинтересованности построения карты, благодаря возможности выбора территории студентами. В результате выполненных заданий, у студентов полностью была сформирована рассматриваемая компетенция, что позволит им начать трудовую деятельность в тематическом картографировании без дополнительного обучения.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, методы создания и редактирования карт, геоботаническая карта, картография.

 

Литература:

  1. Атлас Республики Башкортостан. Под.ред. И.М. Япарова. –Уфа: Китап, 2005. – С. 138-139.
  2. Бакиева Э.В. Ландшафтное планирование и тематическое картографирование на примере Республики Башкортостан // Актуальные проблемы геодезии, картографии, геоинформатики и кадастра: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 41-43.
  3. Берлянт А.М. Картография. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 336 с.
  4. Бикбулатов Г. Ф., Хужахметов И. И. Физико-географические исследования юго-западной части Республики Башкортостан // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 189-191. – URL https://moluch.ru/archive/137/38416/ (дата обращения: 01.07.2019).
  5. Брехова И.Н. Составление региональной геоботанической карты (на примере геоботанических карт республики Башкортостан)// Актуальные проблемы геодезии, картографии, геоинформатики и кадастра: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 54-55.
  6. Государственный доклад «О состоянии и использовании Земель РБ за 2016 год». – Уфа, 2017. – С. 203-205.
  7. Звонкова Т.В. Теоретические основы и методы оценочного картографирования природных условий и ресурсов // Оценочные карты природы, населения и хозяйства. – М.: Изд – во МГУ, 1973 – 82 с.
  8. Кадильников И.П. и др. Физико–географическое районирование Башкирской АССР. – Уфа: Башкирский гос. ун–т, 1964 – 210 с.
  9. Крылова М. Н. Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 107-111.
  10. Магомедова Е. В. Формирование компетенций как обязательное условие эффективной реализации вариативного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 23. – С. 74–78. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770436.htm. (дата обращения: 06.07.2019).
  11. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 212 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.03 Картография и геоинформатика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2015 N 36643).
  12. Фаткуллин Р.А. Природные ресурсы Республики Башкортостан и рациональное их использование. – Уфа: Китап. 1996 – 174 с.
  13. Хизбуллина, Р.З. Основы методики использования географических карт [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Р.З. Хизбуллина, И.Р. Вильданов, М.С. Якимов; Башкирский государственный университет. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016.— <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/local/Hizbullina_i_dr_Osnovy_metodiki_ispolzovanija_geogr_kart_up_2016.pdf> (дата обращения: 04.07.2019).
  14. Чекалина Т. А. Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов // Молодой ученый. – – №2. – С. 411-413. – URL https://moluch.ru/archive/49/6281/ (дата обращения: 06.07.2019).
  15. Яркова Г.А., Хамитова М.А. О проблеме формирования компетенций как основы подготовки к профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9189 (дата обращения: 06.07.2019).