ISSN 2409-7616

Савичева И.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

Ирина Александровна Савичева — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГКОУ ВО Волгоградская академия МВД России (Россия, Волгоград), РИНЦ SPIN-код: 9764-7238, E-mail: tikushina_irene@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются различные теории и подходы к обучению (образованию) в России и за рубежом и их применимость с точки зрения современной ситуации в мире: хьютагогика, обучение с точки зрения когнитивизма, бихевиоризма, эмпиризма, экзистенциализма, конструктивный и субъектно-деятельностный подходы, контекстное образование. Автор раскрывает причины изменения взглядов современных педагогов-теоретиков на обучение, такие как научно-технический процесс и быстрое устаревание информации, социально-экономические изменения в обществе, появление обучения как хобби, необходимость обучения в бытовой сфере. На основании рассмотренных концепций автором пересматривается само понятие обучения, приводится схема процесса обучения, где двумя компонентами являются субъект обучения и опыт (индивидуальный и общественный), двумя сторонами являются воспитание и развитие личности, а наличие обучающего для получения опыта необязательно.

Ключевые слова: обучение, воспитание, развитие, хьютагогика, когнитивная теория обучения, обучение с точки зрения бихевиоризма, обучение с точки зрения эмпиризма, обучение с точки зрения экзистенциализма, конструктивный подход в обучении, субъектно-деятельностный подход в обучении, контекстное образование.

 

Литература:

  1. Большая Советская Энциклопедия. — 1954. — Т. 30., c. 406.
  2. Васенков Д. В. Методы обучения искусственных нейронных сетей // Компьютерные инструменты в образовании. №1, 2007. – С. 20-29.
  3. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования. Учебное пособие. – М.: МПГУ, 2017.-248 с.
  4. Дидактика средней школы/Под ред. Скаткина М. Н. — М.: Просвещение, 1982. c.131.
  5. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. – М.: Педагогика 1989. 159 с.
  6. Игнатович Е. В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения // Научный электронный ежеквартальный журнал Непрерывное образование: XXI век. – Выпуск 3 (autumn 2013). С. 1-9.
  7. Ильина Т. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984, c. 18.
    8.
  8. Лебединцев В. Б. Теоретико-дидактические предпосылки создания новых систем обучения // Инновации в образовании. 2012. № 3. С. 5-19.
  9. Новиков А. М. Что такое обучение? // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010/2. с.4-9.
  10. Педагогическая энциклопедия. 1966. — Т. 3, c. 286.
  11. Педагогика школы/Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977, c. 252.
  12. Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского — М.: Педагогика, 1984, c. 109.
  13. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В. В. Сериков. – М.: Логос, 2012. – 448 с.
  14. Советский Энциклопедический Словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1984, c. 908.
  15. Энциклопедический словарь. 1964. — Т. 2, c. 118.
  16. Anderson T. Theories for Learning with Emerging Technologies // Emergence and Innovation in Digital Learning: foundations and applications. Edited by George Veletsianos. Edmonton: AU Press, 2016. Р. 35-50.
  17. Ashman A. F., Conway R. N. F. An Introduction to Cognitive Education: Theory and Applications Routledge: London and New York, 1997. 282 pages.
  18. Illeris, K. Contemporary Theories of Learning: Learning Theorists … In Their Own Words Second Edition. – New York: Routledge, 2018. 266 pages.
  19. Jarvis, P. Towards a Comprehensive Theory of Human Learning, 2011. P.13
  20. Jarvis P., Han S. East and West in Comparative Education: Searching for New Perspectives. Edited by Peter Jarvis and SoongHee Han Routledge, New York, 2016. 128 pages.
  21. Olson, M. H. An introduction to theories of learning / by Matthew H. Olson, B.R. Hergenhahn.—9 th ed. 462 pages.
  22. Porto S., Waldi Ch. A Brief Historical Perspective of Lifelong Learning // Knowledge Management and E-Learning. Edited by Jay Liebowitz, DSs and Michael S. Frank, PhD CRC Press, New York, 2010. 367 pages
  23. Zając-Gawlak I., Pośpiech D., Kroemeke A., Mossakowska M., Gába A., Pelclová J., Přidalová M., Kłapcińska B. Physical activity, body composition and general health status of physically active students of the University of the Third Age (U3A) // Archives of Gerontology and Geriatrics Volume 64, May–June 2016, P. 66-74.