Мартынова М.Д,
ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СИТУАЦИИ ГЛОКАЛИЗАЦИИ
Марина Дмитриевна Мартынова — кандидат философских наук, доцент,профессор кафедры философии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет» (Россия, Саранск), SPIN-код:1287-0833, E-mail: martynovamd@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу влияния виртуального пространства на ценностные предпочтения современной молодежи. В силу своих характеристик это влияние имеет глобальный масштаб распространения, поскольку предоставляет обширные возможности для индивидуума. Статья содержит анализ характерных особенностей современного поколения молодежи – цифрового поколения, его ценностных установок и навыков, сформированных компьютерными играми. Помимо безграничных возможностей виртуальное пространство несет в себе определенные вызовы и угрозы для самореализации молодежи. Локального решения требуют противоречия глобализации информационного пространства и определения личностью индивидуального места в нем: навыки, приобретенные в виртуальном пространстве, не всегда «работают» в социальной практике; формирование карьерных устремлений и «несовпадение» профессиональной подготовки с потребностями современного рынка труда. Приведены данные многочисленных опросов всероссийского уровня и результаты опроса студенческих лидеров, проведенного автором статьи. Особое внимание уделено проблеме самореализации, что связано с ускорением социальных трансформаций во всех сферах жизнедеятельности общества. Приводится мнение студентов об инструментах самореализации и карьерных устремлениях. Обладая своеобразными характеристиками, современное поколение молодежи сталкивается с вызовами отсроченности прямого включения в трудовую деятельность, смены востребованности профессий, узкой специализации, неустойчивой занятости, отсутствия «надпрофессиональных» навыков и умений, роста интернет-экономики и т.д.
Ключевые слова: глобальные и локальное, виртуальное пространство, вызовы и угрозы, самореализация молодежи, «надпрофессиональные» навыки, угроза прекариата.
Литература:
- Атлас новых профессий. Москва, 2014. http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf.
- Барлоу Джон Перри. Декларация независимости Киберпространства. http://www.dnn.ru/indep.htm.
- Бауман З. Текучая современность. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
- Вяземский Е. Е., Евладова Е.Б. Ведущие тенденции развития образования в контексте вызовов глобализации. // «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: научно-практическая интернет-конференции с международным участием (Москва, ноябрь-декабрь 2016 г.) / Под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. — 273 с. — С. 51-58.
- Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. – М.: «Весь Мир», 2004. — 120 с.
- Мармер Э. Что такое прекариат // NEUE ZEITEN LTC Media Verlag. Frankfurt am Main, Germany. NR.0 05 (071) 2009. http://neuezeiten.rusverlag.de/2009/07/24/chto-takoe-prekariat.
- Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаева. – СПб: Евразия, 1999. – 479 с.
- Паутова Л.А. Homo Studentis или «локомотив» нового поколения. http://bd.fom.ru/pdf/presentpXXI.pdf
- Паутова Л.А. Поколение Y: цели, мечты, практика. http://bd.fom.ru/report/map/pokolenie21/prezzp2306
- Проект RuGenerations http://rugenerations.su
- Поколение ЯЯЯ. Блог активных людей http://iamhuman.ru/?option=com_easyblog&view=entry&id=537&start=
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: «Прогресс», 1994. – 314 с.
- Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения Y в образовательном пространстве современной России \\ Общество. Среда. Развитие. 2015. — №3. — С. 150-153.
- Уразов Р. Навыки вместо профессий: как изменится российский рынок труда. https://www.rbc.ru/business/03/04/2018/5ac324499a7947b458d711da
- «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: научно-практическая интернет-конференции с международным участием (Москва, ноябрь-декабрь 2016 г.) / под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. — 273 с.
- Фонд «Общественное мнение», ВШЭ. https://fomgeneration.wordpress.com/
- Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991.
- Johnson S. Everything Bad Is Good for You: How Today’s Popular Culture Is Actu-ally Making Us Smarter. – Riverhead, 2005. – 250 p.
- Stein J. Millennials: The Me MeMe Generation: Why millennials will save us all / Monday, May 20, 2013. http://content.time.com/ time/magazine /article/ 0,9171,2143001,00.html#ixzz2 jaE8RTBk
- Shawn C., Aaron R. The Impacts of Video Games on Cognition (and How the Government Can Guide the Industry \\ Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/2372732215601121).