ISSN 2409-7616

Лихачева О.Н., Шилович О.Б., Королева Ю.В.

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ольга Николаевна Лихачева — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков  Кубанского государственного технологического университета (Россия, Краснодар), E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru

Олег Борисович Шилович — старший преподаватель кафедры экономической теории и инвестиций Кубанского государственного технологического университета (Россия, Краснодар), E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru

Юлия Викторовна Королева — старший преподаватель кафедры теплоэнергетики и теплотехники Кубанского государственного технологического университета (Россия, Краснодар), E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru

Аннотация. Для качественного результата труда важна мотивация. Именно она способна обеспечить качественную учебу и работу, равно как и любой другой вид деятельности.  Актуальность данной статьи состоит в необходимости формирования и развития студенческой мотивации при учебе в вузе и усилении определяющей роли преподавателя как основного мотиватора указанной деятельности.  Цель исследования —  определить значимость преподавателя для развития студенческой мотивации, разработать аспекты и механизмы совершенствования мотивационной составляющей в контексте современного обучения и общения на иностранном языке.  Задачи исследования представлены следующими аспектами: рассмотреть современное состояние взаимодействия преподавателя и студента на занятии в вузе; выработать качественные и востребованные рекомендации для преподавателя как основного мотиватора учебной деятельности студента; разработать аспекты для совершенствования  общения «преподаватель — студент» с целью формирования дальнейшей студенческой мотивации и улучшения результатов академического процесса.   Методы исследования – сопоставление, наблюдение, эксперимент, сравнение. Результат исследования представлен комплексными рекомендациями для  улучшения академического процесса в вузе, опираясь на преподавателя как главного мотиватора деятельности студента. Соответственно, выводы исследования следующие – необходимо развивать внутреннюю мотивацию студентов посредством некоторой коррекции деятельности преподавателя  с учетом его определяющей роли.

Ключевые слова: мотивация, исследование, мотиватор, личность преподавателя, психологический климат, комфортная атмосфера, контакт, адаптация, адекватный.

 

Литература:

  1. Багно И.Г. Общетеоретические аспекты методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2019. – №1. – С. 11-15.
  2. Багрова Н.А. Из опыта преподавания гуманитарных дисциплин в ФГБОУ ВО РГУПС // в сборнике трудов 15-й Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». – 2018. – С. 69-73.
  3. Гапонова Г.И., Бойкова Ю.Л. Мотивы учебно-профессиональной деятельности как фактор совершенствования методики преподавания гуманитарных дисциплин // в сборнике трудов 4-й международной научно-практической конференции «Современный специалист и профессиональные компетенции: методический аспект подготовки». – 2015. – С. 34-39.
  4. Дюпина Л.Ф., Мазур Н.А., Живайкин С.Н. Применение интерактивных методов в преподавании гуманитарных дисциплин // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 4. – С. 63-65.
  5. Кондаурова О.П. Проблемы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях // Вестник ВГУ. – 2017. – № 4. – C. 79-82.
  6. Куиш А.Л. Социально-гуманитарное образование в высшей школе: концептуальные основы и пути реализации // Инновации в образовании. – 2013. – № 1. – С. 48-60.
  7. Леонов В.Е., Смирнова А.П. Некоторые проблемы использования современных образовательных методик и технологий при преподавании дисциплин гуманитарного цикла // в сборнике: Архитектура – Строительство — Транспорт. Материалы 72-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. Том. Часть III. Экономика и правовое регулирование в архитектуре и строительстве. —  – С. 24-28.
  8. Лихачева О.Н., Шилович О.Б. К вопросу об улучшении качества восприятия студентами учебного материала на примере гуманитарного сегмента // Мир науки, культуры, образования. – 2019. — № 1. – С. 16-17.
  9. Лихачева О.Н. Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов на примере Кубанского государственного технологического университета / О.Н. Лихачева. – Краснодар: Кубанский государственный технологический университет. – 2018. – 171 с.
  10. Матисов С.К., Худолей С.С. Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // в сборнике трудов 77-й международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров». – 2013. – С. 315-318.
  11. Мостовая И.В., Кожанова И.А. Методика актуализации учебного материала в преподавании гуманитарных дисциплин в колледже и вузе // Теория и практика современной науки. – 2016. – №3. – С. 309-312.
  12. Половецкий С.Д. О применении некоторых инновационных методик в преподавании гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях // в сборнике: Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития. – 2013. –С. 154-157.
  13. Попов Е.А. Преподавание гуманитарных дисциплин в контекстелиберального образования: принципы, методы, методики // в сборнике трудов международного научно-методического семинара «Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы». – 2017. – С. 446-452.
  14. Сулима И.И. Методология и методика преподавания гуманитарных дисциплин // в сборнике трудов международной научной конференции «Современное образование: векторы развития. Роль социогуманитарного знания в формировании духовно-нравственной культуры выпускника педагогического вуза». –2017. – С. 635-643.
  15. Харламова Т.И. Преподавание гуманитарных дисциплин с учетом профиля вуза // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2013.  –  №1. – С. 195-202.