ISSN 2409-7616

Чистобаева А.Ю.

ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОРИЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА

Анна Юрьевна Чистобаева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры Логопедии и детской речи Института детства Новосибирского государственного, педагогического университета (Россия, Новосибирск), SPIN-код: 1029-2979, E-mail: chisto_anna@mail.ru

Аннотация. Современные тенденции развития образования в России продиктованы процессами, происходящими в обществе и соответствуют запросам его развития. В связи с этим в качестве основополагающей задачи перед высшим педагогическим образованием встаёт задача формирования совокупности профессиональных компетенций педагога. Под данной совокупностью компетенций понимают интегративные знания и способности в сфере профессиональной педагогической деятельности. В статье представлена проблема формирования профессиональных компетенций педагогов в трудах зарубежных, отечественных ученых и практиков, получившая воплощение через включение идей интегративно-целостного подхода. Раскрыты возможности, обоснован авторский взгляд на необходимость использования интегративно-целостного подхода как методологической ориентации и методического средства в процессе формирования профессиональных компетенций. Определена  сущность «интегративно-целостного подхода» как системообразующего понятия. Обоснованы основные структурные составляющие, наличие которых определяет своеобразие генеза интегративно-целостного подхода. Представлены результаты экспериментального исследования позволяющие привести возможности использования интегративно-целостного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности. Результаты и выводы исследования расширяют знания о методологическом и методическом потенциале интегративно-целостного подхода и направлены на совершенствование образовательного процесса в контексте компетентностной модели образования.

Ключевые слова: методологический подход, интегративно-целостный подход, профессиональные компетенции педагога, компетентностная модель образования, процесс формирования компетенций.

 

Литература:

  1. Адольф В.А. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода / В.А. Адольф, И. Степанова // Высшее образование в России. – 2008. – № 3 . – C. 158–161.
  2. Байденко В. А. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3–13.
  3. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. – М. : Совершенство, 1998. – 173 с.
  4. Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущих педагогов в университете : дис. … док. пед. наук 13.00.08 / Галицких Елена Олеговна. – М., 2003. – 390 с.
  5. Гуревич П.С. Проблема целостности человека. – М.: Институт философии РАН, 2004. – 178 с.
  6. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д: Рост. пед. ун-та, 2000. – 225 с.
  7. Ежова Т.В. Интегративно-целостный подход в иерархии подходов к проектированию педагогического дискурса // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса: материалы XXVII преподавательской научно-практической конференции. -Оренбург, – – С. 17-26.
  8. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пос. для студентов вузов. – 3-е изд., перераб., доп. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
  9. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. – 2006. – № 8. – С. 20–26.
  10. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / под ред. Н.В. Кузьминой. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
  11. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. –190 с.
  12. Морозова О.П. Профессиональная  деятельность учителя в системе непрерывного педагогического образования: интегративно-целостный подход к процессу развития // Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий: Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Алтайского края. – 2007. – С. 396-399.
  13. Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
  14. Профессиональныйстандарт педагога http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf
  15. Сериков В.В. О подготовке учителя в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога // Известия ВГПУ. – 2014. – № 6 (91). – С. 8–13.
  16. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  17. Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4
  18. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции : дис. … д-ра. пед. наук 13.00.01 / Чапаев Николай Кузьмич. – Екатеринбург, 1998. – 208 с.
  19. Чистобаева А.Ю. Формирование компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов на основе интегративно-целостного подхода: дис. … канд. пед. наук 13.00.08 / Чистобаева Анна Юрьевна – Кемерово, 2017. – 300 с.
  20. Чистобаева А.Ю. Интегративно-целостный подход как методологическая ориентация процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – URL: http://e-koncept.ru/2017/170207.htm
  21. Efing Ch. Sprachlicheoderkommunikative Fähigkeiten – was ist der Unterschied und was wird in der Ausbildungverlangt? // Berufsbildung in WisSenschaft und Praxis. – 2012. – № 2. – S. 6–9.
  22. Holger Hopp, Dieter Thoma, Rosemarie Tracy. Sprachförderkompetenzpädagogischer Fachkräfte Einsprachwissenschaftliches Modell // Zeitschriftfür Erziehungswissenschaft. – 2010. – Volume 13, Issue 4. – P. 609–629.
  23. Pätzold G. Sprache – das kulturelle Kapitalfüreine Bildungs – und Berufskarriere. Sprachkompetenz und Berufsbildungskarriere // Zeitschriftfür Berufs- und Wirtschaftspädagogik. – 2010. – Band 106, Heft 2. – S. 161–172.
  24. Schmidt-Callsen, Gerold. IntegrativesLehren und Lernen: Entwicklung und Begründungeinesintegrativen Unterrichtskonzeptsunterbesonderer Berücksichtigung der Grundschule. Kiel: Universitätsbibliothek Kiel (2013), VII, 244 S.
  25. Kröll, Martin. Einintegratives Konzeptzurberuflichen Kompetenzentwicklung. Zeitschriftfuer Arbeitsforschung, Arbeitsgestaltungund Arbeitspolitik, 5 (1996) 3, S. 359-383.