ISSN 2409-7616

Бродовская З.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Зинаида Владимировна Бродовская — кандидат педагогических  наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства (Россия, Новосибирск), SPIN-код: 2781-4007, E-mail: zina3010@mail.ru

Аннотация. Социально-экономические проблемы в стране повлекли за собой ухудшение демографической ситуации, что привело к увеличению числа малокомплектных школ и классов с маленькой наполняемостью. В статье показаны особенности организации обучения в малокомплектной школе. Анализируются недостатки и преимущества работы учителя в условиях малой наполняемости классов. Раскрыты основные признаки самостоятельной деятельности учащихся.  Проблема развития у младших школьников навыков самостоятельной работы обнаруживается наиболее остро именно в условиях сельской малокомплектной школы, так как она имеет ряд особенностей, которые проявляются в организации учебного процесса, содержании обучения, в выборе ведущих методов, средств, форм учебных занятий. Самостоятельную работу учащихся можно считать совокупностью приемов организации познавательной деятельности учащихся, протекающей по заданию в определенное время, без непосредственного руководства учителя. Для успешного формирования навыков самостоятельной работы учащихся малокомплектной школы, необходимо регулярно отрабатывать у них умения самоконтроля и самооценки. Это значит, включать в работу на уроке индивидуальную, парную и коллективную формы самостоятельной работы, а также систематически проверять результаты самостоятельных заданий у каждого ученика. Раскрывается роль самостоятельной работы, от эффективности которой зависит эффективность всего учебного процесса в малокомплектной школе.

Ключевые слова: малокомплектная школа, младшие школьники, самостоятельная работа, навыки самостоятельной работы, педагогические условия, учебная деятельность.

 

Литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]; под ред. А.С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Академия, 2017. – 224 с.
  3. Зайкин М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования // Сельская школа. – 2004. – № 2. – С. 3-6.
  4. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 2003. — 264 с.
  5. Ивошина Т.Г., Шварева Л.В. Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. — № 24. — С. 945-950.
  6. Колесникова Г.И. Справочник детского психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 348 с.
  7. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Изд-во Юрайт, 2014. — 512 с.
  8. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 698 с.
  9. Развитие личности ребенка: от семи до одиннадцати / науч. ред. Л.А. Головей. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015. — 646 с.
  10. Сергеева Т.А. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации) / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова. – М.: Знание, 2013. – 295 с.
  11. Склюева Е.С. Самостоятельность младших школьников в учебной деятельности // Мир науки. Культуры. Образования. 2013. — № 4. — С. 196–198.
  12. Стрезикозин В.П. Организация занятий в начальной малокомплектной школе. – М.: Учпедгиз, 1968. – 67 с.
  13. Суворова Г.Л. Организация занятий в малокомплектной школе // Сельская школа. – 2000. – №6. – С. 108-117.